Центральный государственный музей – архив литературы и искусства Украины на днях познакомил широкую аудиторию с трудами и личными документами Ивана Огиенко (1882–1972) – политического и церковного деятеля, литератора, чьим именем с 1990-х годов называют в Украине улицы, культурные учреждения, выпускают памятные монеты с его профилем. Живший в Канаде писатель в качестве архирея духовно окормлял местную украинскую эмиграцию. Однако большую известность Огиенко приобрел как епископ действовавшей в годы Второй мировой войны Украинской автокефальной церкви. А также как протеже гитлеровского наместника в Польше Ганса Франка.
Франк был готов пускать поляков, по его словам, «хоть на фарш». Как Франк относился к польским евреям, более чем красочно демонстрируют мемориалы на месте находившихся в Польше гетто и концлагерей. Более чем 700 тыс. живших в польском генерал-губернаторстве украинцев гауляйтер тоже считал недочеловеками. Но украинским националистам Франк оказывал всяческие благоволения, желая использовать их против поляков, евреев и живших в Польше русских и белорусов. Позицию гауляйтера по поводу украинского элемента в Польше поддерживал глава МИД Третьего рейха Иоахим фон Риббентроп. В документах Риббентропа есть записка с текстом, что религиозно настроенные польские украинцы – это очень ценный для нацистов фактор, чего нельзя сказать о других славянах Польши, поляках и русских. 20 апреля 1940 года, в день рождения Адольфа Гитлера, нацисты передали украинским националистам православный собор польского города Холм и тем самым санкционировали создание в Польше Украинской автокефальной церкви.
Автокефалия этой Церкви была предусмотрена особыми циркулярами высшего руководства НСДАП. В частности, циркуляр от 4 декабря 1939 года поэтапно прописывал каноническое обоснование этой «Церкви». Для этого Берлину нужно было признать действовавшую с 1923 года автокефалию Польской православной церкви, которую тогда не признавала ни одна из Церквей, а потом из рук польского предстоятеля дать автокефалию украинцам. Через соблюдение важного промежуточного этапа – учреждения в структуре Польской церкви Холмской епархии с украинцем-архиереем во главе, передачи всех православных храмов генерал-губернаторства украинским националистам и введения там богослужения на украинском языке. В будущем созданных таким образом украинских националистов-автокефалистов можно было бы использовать на самых разных идеологических фронтах: против Русской православной церкви, Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) и, в частности, сохранявшего лояльность нацистам архиепископа Берлинского Серафима (Ляде).
Дело оставалось за кадрами для подрывного украиноязычного проекта. Каковые быстро нашлись. Епископом Холмским, фактически автокефальным главой украинских православных националистов, в ноябре 1940 года рукоположили экс-министра вероисповеданий в правительстве Симона Петлюры Ивана Огиенко. Хиротония проходила в ускоренном режиме: сначала монашеский постриг с именем Иларион, потом – из монахов сразу в епископы. Личность епископа коррелировала с планами нацистов. Он в прошлом так прославился своей агрессивной украинизацией православной литургики, что оттолкнул от себя и многих националистов. При Пилсудском Огиенко сотрудничал с польскими спецслужбами в качестве их информатора в украинской среде.
Став епископом Холмским, Иван (после принятия монашества – Иларион) Огиенко год спустя сам совершил епископскую хиротонию – посвятил в сан другого украинского националиста, архимандрита Палладия (Выдыбиду – Руденко), тоже старого петлюровца. Став архиереями, они присягнули на верность Гитлеру и лично Франку. Украинские архиереи писали доносы в гестапо на жителей Польши, сопротивлявшихся украинизации православия в регионе и оккупационной политике нацистов. Доносили и на предстоятеля РПЦЗ в Берлине Серафима (Ляде). Впрочем, Ляде тоже не остался в долгу, сообщив в 1940 году в канцелярию НСДАП, что Огиенко «хорошо относится к евреям» и с таким человеком он «работать вместе не может». Нацисты, формально отстраняясь от спровоцированной ими же грызни архиереев, в зависимости от потребности политического момента поддерживали то одного, то другого, но Ганс Франк вплоть до краха рейха отдавал предпочтение Огиенко.
С 1941 по 1944 год епископ Иларион Огиенко служил в оккупированной нацистами Украине – в Синоде созданной при поддержке нацистов Украинской автокефальной церкви, во главе которой стоял украинский националист Поликарп (Сикорский), бывший польский епископ, которому, как и Огиенко, благоворил Ганс Франк. Нет свидетельств, чтоб Огиенко благословлял Бабий Яр или Волынскую резню. Но ручной епископ нацистов и не осуждал их зверств. Более того, он благодарил нацистов, когда те передавали своим украинским подручным отобранные костелы, «русские» церкви и синагоги. В 1945 году вместе с бегущими от возмездия гитлеровцами Огиенко перебрался за океан – в Канаду, где и умер.
На вопрос, зачем украинским властям потребовалось чествовать такую одиозную личность, следует отвечать другим вопросом: надо же Киеву как-то реагировать на польский фильм «Волынь»?! К тому же широкой украинской публике в Украине показывают не переписку владыки Илариона с нацистскими бонзами, а написанные им пособия по «национально верной» украинизации православной литургии.