Фото www.pravmir.ru
Одними из громких событий Страстной седмицы стали очередные обвинения иерархов Русской православной церкви в педофилии, прозвучавшие в блоге протодиакона Андрея КУРАЕВА. В частности, разоблачения касались митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина). В пресс-службе митрополии назвали информацию из блога протодиакона не имеющим никакого основания юридическим вбросом. Агентство «РБК-Тюмень» сообщило, что представитель пресс-службы СУ СКР по Тюменской области заверил его корреспондента в том, что опубликованная Андреем Кураевым информация будет проверена ведомством. При этом митрополия не намерена ограничиваться отповедью пресс-службы: как заявил «РБК-Тюмень» пресс-секретарь епархии протоиерей Григорий Мансуров, решение о подаче иска о защите чести и достоинства против Андрея Кураева будет принято после проверки опубликованной им информации Следственным комитетом. На ряд вопросов о своем отношении к возможному судебному разбирательству и том, что может раскрыться в его ходе, протодиакон Андрей Кураев ответил корреспонденту «НГР» Павлу СКРЫЛЬНИКОВУ.
– Отец Андрей, можете ли вы подтвердить или опровергнуть информацию о том, что дело дошло до суда и иска против вас?
– Я думаю, что это все-таки из области журналистских преувеличений. Первая информация об этом появилась в интернет-издании «Знак», и оно ссылалось на какие-то свои источники в Тобольской епархии. Я с трудом себе представляю, чтобы интернет-издание обладало информаторами в Тобольской епархии.
– Тем не менее сайт митрополии обвиняет вас в клевете…
– На уровне публицистики написать что-то – дело несложное. На самом деле я буду скорее рад, если они передадут дело в суд, потому что в этом случае оно действительно будет разрабатываться. Но естественно, что никому, даже следователям, в несудебном порядке я имена своих информаторов не давал. Если будет судебное заседание, если будет известно, когда оно состоится – я, конечно, об этом широко сообщу. И я думаю, что из числа тех самых 1600 выпускников Тобольской духовной школы, на которых ссылаются сейчас в митрополии, может найтись та особа, которая даст ответы на вопросы, которые сейчас заданы.
– Вы считаете, что многие смогут подтвердить опубликованные в вашем блоге сведения?
– Я в этом убежден. Тем более что на протяжении нескольких лет после окончания школы, после опыта учебы в Тобольской семинарии не все из них стали церковными работниками – кто-то ушел. По идее, если бы следственные органы заинтересовались проверкой информации, они должны были бы попросить в епархии список людей, которые когда-либо там учились. Не окончили, а учились. И затем поискать тех людей, которые ушли на полдороге, и спросить – а в чем была причина? Почему они ушли?
– Как вы считаете, необходимо ли привлекать светское правосудие к решению данного вопроса? Может ли Церковь справиться с проблемой, если она есть, своими силами?
– Совсем недавно была казанская история (речь идет о схожем скандале в Казанской духовной семинарии, который также освещался в блоге Андрея Кураева. – «НГР»). И в этом смысле она не закончилась ничем. И по светской, и по церковной линии было проявлено явное и открытое нежелание всерьез искать информацию. Те же казанские священники писали мне, что действительно следователи были в семинарии, но они просто прошлись по кабинетам, вошли в кабинет ректора, а со студентами не говорили. А так, формально, ответили, что, дескать, показания в семинарии искали.
– Если против вас все же будет подан иск, как вы расцените это?
– Как нечто долгожданное. Я тоже устал от того, что получаюсь единственным открытым источником информации об этих сторонах нашей духовной жизни. Конечно, я сам хочу, чтобы возникла ситуация, когда будут прения. Чтобы была возможность пригласить людей, которые от себя об этом рассказали бы – возможно, на закрытом заседании. Тоже вопрос, может ли суд обеспечить опрос этих свидетелей или потерпевших таким образом, чтобы их имена не стали известны тем, от кого зависит исход дела. Особенно — митрополиту Димитрию.
– Пыталась ли митрополия связаться с вами лично или опровергнуть ваши сведения?
– Нет. Ни в данном случае, ни в предыдущих – нет. n