МОФЕПН гордится тем, что выращивает «своих» политиков. Фото автора
XXIII ежегодная конференция Международного общественного фонда единства православных народов (МОФЕПН) проходила с 27 по 29 марта с.г. в Берлине. В этом году форум был посвящен теме «Ценности и интересы в изменяющемся мире: христианский подход» и организован при содействии Берлинско-германской епархии РПЦ. Как отметил президент МОФЕПН Валерий Алексеев в своем вступительном слове, мероприятие на этот раз «состоялось в центре Европы в кризисный для нее момент». Делегаты из 27 стран мира прибыли в столицу государства, которое представляет собой двигатель европейской интеграции, и как раз в те дни, когда континент горячо обсуждал 60-летие Римского договора, положившего основу политического и экономического объединения Старого Света.
Любопытно, что незадолго до конференции МОФЕПН о христианском фундаменте Европы говорил папа Римский Франциск, собрав в Ватикане глав государств – членов Союза. Понтифик произнес слова, облетевшие мир: Европа-де может умереть… Подобный христианоцентризм прозвучал в приветствии Берлинской конференции председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева). Христианские ценности, по мнению главного дипломата РПЦ, должны находиться в центре процесса гармонизации общественных отношений.
«В настоящее время появился новый мировой тренд – запрос на традиционализм с опорой на ценности и смыслы, базирующиеся на христианской ментальности и культуре. Этот запрос породил, в свою очередь, потребность масс в харизматических лидерах, которые стали вытеснять с ведущих позиций обанкротившуюся либеральную элиту», – гласит резолюция, принятая по итогам конференции. В этом ключе на форуме отмечалась позитивная, с точки зрения участников мероприятия, роль таких политиков, как новый президент США Дональд Трамп, а также Марин Ле Пен, рвущаяся ныне к власти во Франции под знаменем национальных интересов.
Поскольку Трамп упоминался в контексте форума многократно, «НГР» задали вопрос президиуму, не идеализируют ли докладчики личность американского президента. На конференции была сформулирована дихотомия таких понятий, как «ценности» (константа) и «интересы» (изменяющиеся в угоду конъюнктуре). Участники дискуссий опирались на предвыборные заявления Трампа о том, что американская нация должна вернуться к христианской основе. Однако события, предшествовавшие встрече православных делегатов в Берлине, показали, что Трамп весьма вольно обращается с провозглашенными им самим принципами. Получив бурную реакцию на свои инициативы по запрету на въезд в США граждан ряда мусульманских стран, Трамп буквально на днях продемонстрировал «трогательное» сближение с руководством Саудовской Аравии, имеющим весьма неоднозначную репутацию в христианском сообществе. Ту же «перезагрузку» на полном ходу мы наблюдали и в случае с санкциями против России, и в отношении Китая.
На вопрос, не творит ли Берлинская конференция «кумира консерватизма» из американского президента, Валерий Алексеев ответил «НГР», что с фигурой Трампа были связаны большие ожидания, однако выступавшие на форуме отнюдь не желали бы идеализации президента. В пространном обращении к истории взаимоотношений США и СССР наш собеседник продемонстрировал, что любой заокеанский руководитель неизбежно действует в рамках американской политической системы.
К числу знаковых явлений эпохи участниками конференции были также отнесены брекзит (британское руководство как раз подписало документы о выходе из ЕС) и политика консервативной партии «Закон и справедливость», находящейся у власти в Польше.
С особенным удовольствием в президиуме конференции отметили достижение высших должностей в разных странах политиков, близких движению за солидарность православных народов. Прежде всего – победу на выборах президента Молдовы социалиста Игоря Додона. Новый молдавский президент направил в адрес конференции приветствие, в тексте которого призвал к разработке «стратегии противодействия дехристианизации наших стран». Додон обещал отстаивать интересы Православной церкви, правда, отдавая ей приоритет лишь в социальной работе. «В нашем движении вырос президент», – сделал ремарку Алексеев.
Самую, пожалуй, низкую оценку участники конференции поставили тому вектору в политике ЕС, который задает Германия. Даже польским консерваторам не досталось стольких упреков, как Берлину и канцлеру Ангеле Меркель, хотя Варшава при своей опоре на христианские традиционные ценности демонстрирует крайне негативное отношение к России.
Тем не менее главный жупел XXIII конференции МОФЕПН – либерализм Брюсселя и Берлина. Валерий Алексеев в неформальной обстановке проиллюстрировал свое отношение к этой политической стратегии остроумным примером. Когда участники конференции, следуя к Российскому дому науки и культуры, где проходило мероприятие, миновали Бранденбургские ворота, он рассказал, что во времена ГДР бронзовая квадрига, венчающая этот символ германской столицы, была повернута на Запад. Как раз за воротами находилась знаменитая стена, разделившая город на две части. После объединения Германии скульптурную композицию, символизирующую собой триумфальное шествие германской гегемонии, развернули снова на Восток. «Снова дранг нах Остен. Значимый символ, – сказал Алексеев. – Символы очень важны в политике».
Впрочем, этим символика перемен в германской столице не исчерпывается. Здесь происходили и более динамичные перемещения скульптурных композиций. Например, на площадь Александерплац вернулась бронзовая фигура Мартина Лютера, отвоевав у памятника Ленину свое законное место рядом с Мариенкирхе. Впрочем, в городе обнаружилось не так много упоминаний о 500-летии Реформации, которое Германия будет широко отмечать в октябре. Кстати, Реформация также упоминалась в документах берлинской встречи – как явление, породившее капитализм, сметенный коммунистическим движением, следы которого хоть и стираются, но не исчезли из Берлина окончательно.
Как уже было сказано, форум МОФЕПН в Берлине вынес коммюнике, которое провозглашает «примирение ценностей и интересов при консолидации их в позитивном векторе». «Интересы, даже самые разные, сочленяются и сопрягаются между собой, если они не преследуют разные ценностные ориентиры», – говорится в документе. Пожелания столь же благие, сколь и прекраснодушные. Ведь именно 500-летие Реформации напоминает нам о тех временах, когда Европа не мыслила себя иначе как в рамках христианства, но это не спасло ее ни от раскола, ни от кровопролитных распрей и социальных катаклизмов.
Берлин–Москва