Исламисты могут попытаться занять главенствующее положение в неформальной иерархии заключенных. Фото с сайта www.fsin.su
После ссоры на национальной почве между чеченским заключенным и вором в законе из Грузии в одной из тувинских колоний была разгромлена мечеть и избиты молившиеся в ней. По сведениям СМИ, ссора началась с того, что известный под кличкой Шляпа Младший вор в законе Руслан Гегечкори в разговоре оскорбительно отозвался о чеченцах, за что получил удар по лицу. Пощечина в воровских кругах считается тяжелейшим оскорблением. Именно поэтому воспринята она была не только как посягательство на статус самого Шляпы Младшего, но и на весь «воровской ход». Воровские «понятия» допускают ее только в виде наказания, определенного сходкой, – то есть назначенного равными по статусу «авторитетными» уголовниками. В этот же день Гегечкори и два десятка его подручных разгромили оборудованную в колонии мечеть и избили восьмерых находившихся в ней выходцев из Дагестана и Чечни.
Распространение сведений о происшедшем в Туве обострило давно идущий в российских тюрьмах конфликт исламистов и воров в законе. «Сейчас и среди воров в законе, и среди выходцев из Чечни эта тема активно обсуждается, все «стоят на ушах», в ближайшее время вполне может пролиться кровь», – пишет агентство «Росбалт» со ссылкой на собственный источник. Воровская система, сломить власть которой за решеткой долгие годы пытается ФСИН, сейчас переживает не лучшие времена. Преступное сообщество до сих пор преодолевает последствия убийства Аслана Усояна (Деда Хасана), совершенного в 2013 году. Гибель главы одного из самых влиятельных преступных кланов в России создала серьезный вакуум власти. Договориться о том, кто заменит Деда Хасана, криминал долго не мог. Сначала в июле 2016 года был арестован вставший на место Усояна Захарий Калашов – Шакро Молодой, затем, 20 февраля с.г., – связанный с ним Юрий Пичугин (Пичуга). Дважды за год воровское сообщество оказалось обезглавленным – а для преступного мира это означает неминуемые внутренние конфликты и ослабление контроля за сферами, в которых «авторитеты» еще недавно казались всесильными. А в тюрьмах у воров – и у всего воровского порядка – давно появились могущественные противники.
«Зеленые» зоны, появившиеся на карте исправительных учреждений России в дополнение к «красным», распорядок в которых контролирует администрация, и «черным», больше подчиненным «воровскому ходу», вызывают особое беспокойство у правоохранителей. Так называют колонии, негласная власть в которых захвачена тюремными джамаатами – общинами радикальных исламистов. Фанатичность, сплоченность, связь с исламистским подпольем на свободе и сетевая структура, которую сложно отследить, – вот те козыри, которые они разыгрывают в твердом намерении превратить российские зоны в вербовочные пункты террористических группировок. Несправедливому воровскому закону они противопоставляют шариат, и в глазах осужденных-мусульман становятся защитниками веры и справедливости – даже если «джихад», который они ведут против несправедливостей зоны, предполагает открытую торговлю наркотиками (подробнее – в «НГР» от 15.02.17) и вымогательство.
«Такая ситуация существует. Радикальные мусульмане используют места лишения свободы для пропаганды своих взглядов, стремятся к тому, чтобы создавать свои общины и устанавливать свои порядки», – сказал «НГР» помощник начальника УФСИН Москвы по организации работы с верующими протоиерей Константин Кобелев. «Отличие их от всех остальных заключенных в том, что воровской закон они не признают. В частности, есть заключенные разного статуса – они вербуют к себе, напирая на это, говоря: приходи к нам, у нас все братья, все равны. Этот конфликт в той или иной степени существует во многих местах, хотя о кровавых стычках не было известно раньше. Сознательное обострение конфликта – это инициатива либо радикальной группировки, которая уже почувствовала свою власть, либо преступных элементов, которые хотят поставить мусульман на место. Скорее всего две эти тенденции соединились».
Реакция на событие в Туве последовала не только от мусульман. Сообщество «Русский сектор» опубликовало заявление националиста Даниила Константинова. Во время судебного процесса, фигурантом которого он являлся, он, по его словам, наблюдал развитие противостояния воров и мусульман в СИЗО. «У всех на устах были конфликты в кавказских лагерях, где «зеленые» (исламисты) открыто отказались подчиняться ворам и воровским понятиям, выстраивая свою собственную структуру и внедряя свои нормы поведения. На все попытки давления они отвечали хорошо организованным насилием, превосходящим по своей интенсивности насилие блатных», – пишет Константинов, отмечая: итоги конфликта сложно спрогнозировать, но подвинуться блатным скорее всего придется. Националисты и русские язычники остаются одной из групп, способных к объединению и самообороне в жестоких тюремных условиях (подробнее в «НГР» от 07.12.16) – а значит, в обострившемся конфликте может появиться и третья сторона.
Организатор «Русского марша» Иван Белецкий считает, что русским националистам вмешиваться в конфликт блатных и мусульман не имеет смысла. «Русские националисты не вписываются в воровские понятия, так как они считаются политическими и «беспредельщиками». Националисты приближаются к воровскому только в индивидуальном порядке, в основной массе они состоят в касте «мужиков». «Мужики» – это рабочий люд, который не участвует в блатных разборках. Поэтому это разборка между блатными и организованными мусульманами, а националистов это может касаться только в индивидуальном порядке, хотя для русского человека воровской уклад, конечно, ближе, чем мусульмане, – славяне составляют до сих пор значительную часть в блатном мире. Но блатной мир не делит людей по национальностям и поэтому не приветствует националистов. На деле и он поделен по этническому признаку, вопреки «понятиям», – сказал Белецкий в беседе с корреспондентом «НГР».
Однако протоиерей Константин Кобелев считает, что крайности способны сблизить: «Все эти язычники и националисты, попадая в колонию, прекрасно воспринимают радикальный ислам и становятся мусульманами. Правоверными, крутыми и радикальными. Для них главное – радикализм, они понимают перспективу своего участия в работе этих организаций».
Разумеется, стычка в тувинской колонии может так и остаться локальным конфликтом между ворами в законе и чеченской диаспорой среди заключенных. Однако вряд ли исламисты, имеющие серьезные планы на российские «зоны», упустят шанс использовать его для атаки на воровские порядки. В разросшийся конфликт за главенство за решеткой могут быть вовлечены самые разные группы заключенных.