Памятник Степинацу установили в городе, из которого бежали сербы. Фото с сайта www.osijek.hr
Сербская православная церковь (СПЦ) предоставила на рассмотрение Ватикана доказательства участия беатифицированного папой Римским Иоанном Павлом II кардинала Алоизие Степинаца в военных преступлениях во время Второй мировой войны. Это произошло 13 и 14 февраля с.г. на заседании совместной комиссии, организованной Ватиканом и СПЦ после того, как патриарх Сербский Ириней написал начавшему процесс канонизации хорватского кардинала папе Франциску письмо с осуждением этого шага.
В подготовке документов, с помощью которых сербская сторона надеется убедить Ватикан в соучастии кардинала Степинаца в военных преступлениях режима усташей, хорватских фашистов, участвовало и высшее руководство Сербии – в том числе и действующий президент страны Томислав Николич. Хорваты, в свою очередь, настаивают на невиновности кардинала – и также намерены документально доказать его непричастность к зверствам усташей.
По итогам первого дня работы комиссии не было сделано никаких заявлений для прессы. Не допущены журналисты и к присутствию на самом заседании, которое проходит в резиденции епископа Бачского Иринея (Буловича) в сербском городе Нови-Сад. При этом документы, с которыми имеет дело комиссия, предоставлены для рассмотрения не только сербской и хорватской сторонами. Вчера утром журналистское агентство Республики Сербской СРНА заявило, что проанализированы будут и источники Святого престола: письма Папы Пия XII и тогдашнего госсекретаря Ватикана Луиджи Мальоне.
Внимание к заседанию комиссии привлекает и то, что вокруг личности Степинаца между Сербией и Хорватией часто разгораются дипломатические конфликты. Архиепископ Загреба приветствовал установление Независимого государства Хорватия (НХГ) под управлением усташей и фактическим патронажем гитлеровской Германии. После капитуляции Югославии Степинац издал энциклику, в которой призвал католиков Хорватии поддержать независимость и усташескую организацию. Он заседал и в парламенте НГХ, а также принял в 1944 году государственную награду из рук диктатора Анте Павелича. Сербы вменяют ему в вину поддержку насильственного обращения сербов в католицизм; однако существует взгляд на эту практику как на способ спасения людей от нацистского террора. «Роль и задача христиан – спасать людей. Когда эти грустные и дикие времена пройдут, те, кто пришел в нашу Церковь по вере, останутся. Остальные же вернутся в свои Церкви, когда опасность минует», – цитирует кардинала в своей книге «Тройной миф: Жизнь архиепископа Алоизия Степинаца» британский историк Стелла Александер. Материалы израильского Института катастрофы и героизма Яд ва-Шем свидетельствуют и о том, что Степинац участвовал в спасении евреев от уничтожения. После войны кардинал выступал с резкой критикой проводившего гонения на Церковь правительства Тито и был осужден в 1946 году за соучастие в военных преступлениях. Именно из-за этого приговора (который был отменен властями Хорватии в прошлом году) многие хорватские верующие считают его мучеником, пострадавшим от действий коммунистического режима. В вопросах канонизации у хорватских католиков есть свои вопросы к Сербской церкви: в 2003 году, через пять лет после беатификации Степинаца, в Белграде был причислен к лику святых епископ Охридский и Жичский Николай (Велимирович), которого хорваты обвиняют в сербском шовинизме.
Символическим жестом, предварившим начало заседания межцерковной комиссии, стала установка в Хорватии памятника Степинацу 9 февраля с.г. Он был открыт в хорватском городе Осиек, из которого во время войны в 1990-е годы произошел массовый исход сербов. Это событие вызвало резкую критику МИД Сербии.
Сотрудник Института славяноведения РАН Георгий Энгельгардт считает, что вопрос о канонизации слишком чувствителен для Балкан, чтобы быть решенным быстро. Ватикан, по его мнению, не пойдет ни на разрыв с Сербской церковью, ни с хорватскими католиками. «Вопрос здесь скорее политический. Для хорватов Степинац – это уже символическая фигура, – сказал он «НГР». – Вопрос не в качестве доказательств, а в том, что политически для Ватикана на этой фигуре завязаны и отношения с хорватами как довольно активным католическим народом, и отношения с Сербской церковью. Его могут «подвесить» на дополнительное рассмотрение, новый раунд – потому что выбор в ту или иную сторону означает блокирование отношений с другой». При этом «нынешнее руководство Сербского патриархата в политических вопросах очень умеренное и скорее проэкуменическое, и с его стороны ждать каких-то резких и обрывающих контактов шагов нет оснований. Что касается Церкви в Хорватии, то для хорватских католиков важно завершить процесс канонизации Степинаца, и до этого они заинтересованы воздерживаться от обостряющих действий». Однако куда более резким вопрос остается для сербских верующих: «Для Сербской церкви любые уступки означают очень серьезные проблемы со своими верующими. В отличие от России поддержка со стороны прихожан является основным источником ее дохода. Она физически не может позволить себе игнорировать мнение прихожан – а для них это сопоставимо с отказом Церкви от Косово».