Храм Святого Владимира построили на территории Дома правительства в Махачкале. Фото с сайта www.riadagestan.ru
Епископ Махачкалинский и Грозненский РПЦ Варлаам (Пономарев) на ежегодном епархиальном собрании в Махачкале огласил планы по духовному окормлению епархии. По словам епископа, в Дагестане и Чечне будут возводиться новые православные храмы. Возведение церковной инфраструктуры, направленной на духовные нужды русского населения региона, проводится при поддержке власти Дагестана и Чечни.
«Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил возвести в Махачкале православный кафедральный собор в честь небесного покровителя города – святого благоверного великого князя Александра Невского», – заявил глава епархии. Новый кафедральный собор решено построить в городском парке на берегу озера Ак-Гель, рядом с памятником Русской учительнице. Прежний кафедральный собор, открытый в 1891 году, располагался на нынешней площади Ленина, в центре дагестанской столицы, а в 1953 году был взорван. Сейчас на этом месте стоит Дом правительства республики (в местном обиходе – Белый дом). В мае с.г. рядом с Белым домом открыли небольшой храм в честь князя Владимира. До мая с.г. нынешний кафедральный собор епархии, Свято-Успенский, был единственным православным храмом Махачкалы. В 1990-х годах он превратился в памятник русскому исходу из Дагестана. В августе с.г. епархия и власть Дагестана на базе Успенского храма хотели открыть духовно-просветительский центр «Кавказ – дом мира», но по ряду обстоятельств открытие перенесли на начало будущего года.
В епархии готовятся к открытию двух православных храмов в Кизлярском районе Дагестана – в селах Новый Бирюзяк и Крайновка. Запланировано строительство нового, второго по счету храма в чеченском райцентре Шелковская. Когда в 2007 году в Шелковской начали строить первый храм, глава Чечни Рамзан Кадыров выразил надежду, что после возрождения церковной жизни в старинной казачьей станице увеличится русское население в Чечне. Примерно так же видит функцию православных храмов в Дагестане глава республики Рамазан Абдулатипов. «Вопрос о том, как бы закрепить на кавказских землях русское население, давний и больной, – сказал «НГР» ведущий научный сотрудник Института русского зарубежья Эдуард Попов. – Из Дагестана русские уезжают до сих пор. Поэтому решение о строительстве в Дагестане и Чечне православных храмов, безусловно, благое». Эксперт отдельно поясняет, что дерусификация Дагестана имеет иные причины, чем имела в 90-х годах в Чечне. В Дагестане этому способствуют не националистический или религиозный факторы, а социально-экономическая обстановка. «Республика, которая в советские времена была регионом-донором, стала на 90% дотационной, потому что за годы «реформ» была уничтожена научно-промышленная инфраструктура, где как раз работали местные русские. А в нынешней Чечне после наведения порядка удалось закрепить остатки русского населения. Строительство храмов в северных казачьих станицах Чечни – знак того, что русские в Чечне остаются, а в Грозном даже есть приток русских. Русские беженцы из Грозного наравне с чеченцами получают компенсацию, русских специалистов активно вовлекают в городское строительство. Но я лично знаю и тех русских беженцев из Грозного, которые не стали возвращаться туда».
По словам Эдуарда Попова, задача храмов на севере Чечни – если не увеличить русское население, то закрепить существующее. «Казаки жили там столетиями, и благодаря им на Кавказе была выработана форма цивилизационного взаимодействия с горским населением. Та же задача у новых храмов на Кизлярщине. Но одним строительством храмов проблему закрепления русского населения на Кавказе не решить. В экономическом плане проблему решила бы реиндустриализация региона. В политическом плане – закрепление прав русского населения на равноправное политическое представительство».
Дагестанский общественный деятель Магомед Абдулхабиров сказал «НГР», что новые храмы – это памятник вкладу русского народа в историю Дагестана. «Русское присутствие – это гарантия развития Дагестана во всех сферах, – говорит эксперт – Если даже строительство храмов имеет меркантильные, политические цели, это нужная вещь для республики. Кроме того, в Дагестане издревле было содружество христианства, ислама, иудаизма, и это послужило бы примером для всей России».