В Украине опасаются, что к войскам допустят только «патриотические» Церкви. Фото с сайта www.mil.gov.ua
Участники круглого стола «Развитие капелланского служения в Украине», организованного в Киеве 17 ноября с.г. по инициативе Верховной рады Украины, договорились в ближайшее время завершить работу над проектом закона о военном духовенстве. В обсуждении нового закона, который позволит регулировать деятельность войсковых священнослужителей (напомним, что сейчас ее порядок определяется соответствующими управлениями в Вооруженных силах, Национальной гвардии и Государственной пограничной службе), принимают участие как депутаты Верховной рады, так и делегаты от религиозных организаций Украины, входящих в Совет по делам душепастырской опеки при Министерстве обороны страны.
В указанный Совет при Минобороны (существует с 2009 года) в настоящее время входят Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП), Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ), украинская Церковь христиан веры евангельской, Всеукраинский Союз Церквей евангельских христиан-баптистов и Духовное управление мусульман Украины (ДУМУ). Результатом деятельности этого консультативного органа стали Концепция душепастырской опеки в Вооруженных силах Украины (ВСУ) и Кодекс военного священника (капеллана).
Разработка закона о военном духовенстве была начата еще во время президентства Виктора Януковича, но в 2013 году отклонена депутатским большинством Верховной рады. Депутаты обратили внимание на то, что положения документа об оплате труда капелланов из бюджета Минобороны – это грубое нарушение законов страны, не допускающих госфинансирования организаций, созданных по религиозному признаку. В 2014–2015 годах у Украины были уже другие заботы. В итоге вышло, что капелланы, по сути, встали под ружье с одобрения властей. Но сегодня, на третий год гражданской войны на юго-востоке Украины, принятие закона, регулирующего деятельность армейских священников, стало для государства вопросом поддержания боеспособности армии и единства нации.
Видимо, поэтому пункты, три года назад показавшиеся депутатам неконституционными, сегодня не вызывают нареканий. Практически с начала войны в Донбассе, а именно с лета 2014 года, в Украине действует специальное распоряжение кабмина, согласно которому делегированные религиозными организациями капелланы проходят специальный отбор, а после трудоустраиваются в штат воинских формирований, считаясь их персоналом и обучаясь основам военного дела. Лидер УПЦ МП митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский) назвал это «свидетельством улучшения государственно-церковных отношений в Украине». «За минувшие два года мы неоднократно направляли президенту Украины, премьер-министру и главе Верховной рады официальные обращения, в которых засвидетельствовали свою поддержку независимости и территориальной целостности Украины, – сказал тогда лидер УПЦ МП. – В ситуации продолжающегося военного противостояния на востоке Украины мы особо подчеркиваем, что всегда стоим на стороне мира и поддерживаем все мирные инициативы украинских властей. Кабмин Украины издал распоряжение о создании капелланской службы в Вооруженных силах. Все это стало важным шагом к нормативному урегулированию той деятельности, которую на протяжении многих лет священники-капелланы осуществляют на добровольных началах».
Ожидается, что новый закон закрепит сложившуюся практику, когда клирики фактически становятся военнослужащими. Таким образом, Украина предоставит священникам для пастырского окормления целые воинские подразделения. Но конфессии Украины давно делят армию между собой, не желая отдавать служивых «конкурентам». На острие противостояния ожидаемо оказались УПЦ МП и УПЦ КП. По информации УПЦ МП, в Киевском патриархате предложили ограничить доступ в войска священников «московской» Церкви, опасаясь того, что под предлогом пастырского служения среди солдат будет распространяться пророссийская пропаганда. А 1 ноября с.г. в Глухове между прибывшими к солдатам 58-й мотопехотной бригады ВСУ капелланами Киевского патриархата и Московского патриархата произошел конфликт по поводу того, кому следует совершать богослужение. Две православные юрисдикции различаются по принципам капелланской работы: если УПЦ КП активно ведет работу с военнослужащими и широко освещает ее на своих информационных ресурсах, то УПЦ МП предпочитает не афишировать деятельность своих капелланов в рядах украинской армии, концентрируясь на призывах сторон к миру и сборе гуманитарной помощи для пострадавших. В Украине говорят, что желание УПЦ МП нести капелланские тяготы в той же зоне АТО – это тактический ход. «Московская» Церковь тем самым избегает обвинений в «сепаратизме» и пособничестве «российским оккупантам».
Старший преподаватель РГГУ Вадим Трухачев в беседе с корреспондентом «НГР» отметил, что совместная деятельность религиозных организаций будет благотворна для Украины. «Конечно, священники в армии нужны – и православные, и греко-католические. Большего стресса, чем война, придумать трудно, военному человеку необходимо отвести душу, чтобы не сойти с ума. Конечно, нужно посмотреть, что будет написано в законе: если будут привлекаться разные конфессии, может появиться что-то удобоваримое». По словам эксперта, трудно сейчас сказать, пойдут ли в Украине на поводу у требований УПЦ КП отлучить «московских попов» от ВСУ, но полностью исключить этого нельзя. «Украинская православная церковь Московского патриархата – это самая крупная и влиятельная Церковь Украины. Киевскому патриархату это не нравится. Поэтому стоит ожидать, что УПЦ КП с появлением закона о капелланстве активизирует войну против УПЦ МП, желая заработать очки на обвинениях в сепаратизме. Это может привести к появлению новых очагов насилия, не только в Донбассе».
Директор украинского Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов в беседе с «НГР» заявил, что закон о капелланах обязательно должен обеспечить военнослужащим как полную свободу выбора конфессии, так и свободу отказа от духовных услуг: «У нас подобные законы гуманитарного плана подвержены цензуре со стороны европейских структур. Я думаю, что другую редакцию Венецианская комиссия (комиссия при Совете Европы за демократию и право. – «НГР») не пропустит». Как говорит эксперт, утверждение данного законопроекта парламентом и президентом Украины – неблизкая перспектива. «В политических кругах есть люди, которые хотели бы вообще запретить Украинскую православную церковь (Московского патриархата. – «НГР»), дискредитировать ее. Другой реакции от того же Киевского патриархата ждать трудно. Когда представители УПЦ КП встречаются на мероприятиях у президента, они ведут себя более сдержанно. Когда они чувствуют, что могут говорить все что угодно, они говорят все, что вы слышите».
Вопрос о капелланстве за время гражданской войны приобрел для Украины огромное значение, но уже его предварительное общественное обсуждение позволяет предположить: дав духовную поддержку военнослужащим, он может еще больше усугубить раскол в украинском православии.