В Москве побывал специальный посланник по мониторингу и борьбе с антисемитизмом Госдепартамента США Айра ФОРМАН. В столице России гость из Америки принял участие в мероприятиях, посвященных борьбе с национальной и религиозной нетерпимостью. Ответственный редактор «НГР» Андрей МЕЛЬНИКОВ задал Айре Форману несколько вопросов, исходя из того что Госдепартамент ежегодно представляет свои доклады о состоянии свободы совести и соблюдении прав человека в мире, и в этих докладах всегда находится место для упреков в адрес России.
– Мистер Форман, в России есть Ассоциация религиозной свободы, которая подготовила свой доклад о соблюдении свободы совести в мире, аналогичный докладам Госдепа. Там свобода высказывать различные взгляды в США трактуется как проявление антисемитизма. Считает ли Госдеп проявлениями антисемитизма и ксенофобии высказывание мнений?
– В США выражение мнений не считается преступным. Мы поддерживаем свободу слова и собраний и выступаем против того, чтобы выражение мнений считалось преступным – даже если речь идет о самых ужасных проявлениях антисемитизма и иных формах человеконенавистничества. При этом враждебные и ненавистные высказывания сдерживаются и подавляются общественным мнением. К примеру, если кто-то в США выскажется в духе антисемитизма, это не останется без внимания, общественность выступит с осуждением подобных высказываний и поддержит тех, против кого были направлены эти слова. И такая реакция будет не только со стороны евреев. Другим странам тоже было бы неплохо прибегать к подобному подходу, при котором выражение мнений само по себе не считается преступлением, но становится неприемлемым в толерантном обществе, если речь идет о человеконенавистничестве.
– Западные страны столкнулись с новым видом антисемитизма – тем, который исходит от иммигрантов из исламских стран. Как в США борются с этим антисемитизмом?
– США – твердый противник антисемитизма и других форм нетерпимости. Существует много разных проявлений антисемитизма. Он трансформируется сейчас в новые формы ненавистничества, расизма и политической, социальной и культурной дискриминации в отношении евреев. В некоторых странах антисемитизм исходит от мусульманского меньшинства, хотя я хотел бы подчеркнуть, что антисемитизм, исходящий от мусульманских общин, минимален и территориально ограничен. При решении данной проблемы очень важно опираться на правильный подход. Важно, чтобы государство обеспечивало безопасность, но не менее важно и просвещение. Возможно, полностью избавиться от антисемитизма не удастся, но мы, несомненно, можем уменьшить его масштабы.
– Мусульманские общины взяли на вооружение антидиффамационные методы еврейских правозащитников. Можно ли, по-вашему, сопоставить исламофобию и антисемитизм?
– Надо всем понимать, что антисемитизм – это проблема, которая касается не только евреев. Религиозная нетерпимость ведет к утрате прав и другими меньшинствами, а это угрожает сплоченности общества и основным свободам. Гражданское общество, правительства и религиозные лидеры обязаны противодействовать всем формам нетерпимости, в том числе в отношении религиозных и национальных меньшинств. Каждая форма нетерпимости несет в себе свои отличительные черты. Если где-то существует антисемитизм, то там неминуемо последует преследование и других меньшинств. Будет также ксенофобия, будут антидемократические и антиплюралистские силы, которые могут разрушить демократическое государство.
– В России утвердилось убеждение, что у нас низкий уровень антисемитизма, ниже, чем в Европе. Согласны ли вы с этим?
– Мы не занимаемся оценкой стран по признаку антисемитизма. Хотя, учитывая историю России, мы очень признательны России за сегодняшнее положение евреев, отношение к ним. Но, помня историю, хотелось бы быть уверенным, что антисемитизм не покажет опять свое ужасное лицо.
– Как вы оцениваете уровень религиозных свобод в России?
– Я не эксперт по свободе вероисповедания в России. Могу лишь сказать, что в США разделение Церкви и государства – неотъемлемая часть религиозной свободы. В США ни одной религии не отдается предпочтение за счет других. Похоже, что в России дело обстоит иначе в силу привилегированного положения четырех исторических религий.
– Можно ли считать недавнюю резолюцию ЮНЕСКО по Храмовой горе в Иерусалиме проявлением антисемитизма, или у авторов резолюции есть веские аргументы для отстаивания своей позиции?
– Всякий раз, когда искажается или игнорируется история, возникает ситуация, которую можно охарактеризовать как антисемитскую. На самом деле, все зависит от контекста. В этом свете заявление ЮНЕСКО вызывает глубокую обеспокоенность и создает проблему.