Между Реджепом Эрдоганом и муфтием Равилем Гайнутдином доверительные отношения.
Фото с сайта www.dumrf.ru |
Мусульманские лидеры России приняли деятельное участие в IX съезде Евразийского исламского совета (ЕИС), с 11 по 14 октября с.г. проходившем в Стамбуле. ЕИС, образованный в 1995 году под патронатом турецкого Министерства по делам веры (Дияната), объединяет мусульманские общины Евразийского региона – от Балкан до Средней Азии – и собирается на постоянной основе каждые три-четыре года для обсуждения актуальных мусульманских проблем.
При создании ЕИС Турция не скрывала, что мыслит это объединение как плацдарм для распространения в мусульманских сообществах Евразии (в основном тюркоязычных) турецкой общественной модели. Именно так в октябре 1998 года пояснял миссию тогдашний глава Дияната Турции Мехмет Нури Йылмаз. Протурецкой направленностью поясняются во многом такие деяния ЕИС, как осуждение «христианской агрессии» на Балканах (1998 год) и поддержка Советом сепаратистского режима «Ичкерии». Именно с «ичкерийских» времен Чечня представлена в ЕИС как делегат с решающим голосом. Исторически сложилось так, что почти все члены ЕИС используют турецкую площадку для решения собственных проблем. Так Азербайджан, соучредитель ЕИС, в лице шейх-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде от съезда к съезду напоминает ЕИС о проблеме Карабаха. Албания, Босния и Герцеговина (БиГ), а также турецкие сообщества Греции апеллируют к Турции как защитнику от греческой и сербской «угрозы». Турция в большей части случаев идет членам ЕИС навстречу. Так, съезд ЕИС 2002 года Диянат по просьбе мусульман БиГ провел в Сараеве.
Цели нынешнего съезда неплохо «читаются» даже по официальным выступлениям глав делегаций. Так, глава делегации от Чечни муфтий республики Салах Межиев акцентировал внимание на проблеме джихадистского террора. «Мы должны объединить усилия по борьбе с таким злом, как терроризм, и конкретно с таким явлением, как ИГИЛ («Исламское государство», ИГ, запрещенная в России террористическая организация. – «НГР») …Мы должны объединить все усилия в борьбе против терроризма, исключить какое-либо поощрение деятельности вышеуказанных лиц и террористических организаций, где бы они ни были, и всех тех, кто разделяет их идеологию…» Говоря об Ахмате Кадырове, Межиев подчеркнул, что Кадыров-старший «смог сформировать действенную платформу по спасению народа Чечни от терроризма и ваххабизма». Есть мнение, что Межиев таким образом легитимизировал перед съездом ЕИС «Грозненскую фетву», чье соответствие Корану и Сунне и адекватность реалиям вызывает вопросы у ряда представителей международного мусульманского сообщества, а также российских экспертов по исламу. В частности, у профессора РГГУ Григория Косача, ведущего российского специалиста по Саудовской Аравии. Косач в беседе с «НГР» назвал эту фетву «неразумным шагом», который рискует привести «к еще большему ухудшению отношений России с Саудовской Аравией».
Если ДУМ Чечни в Стамбуле защищал «Грозненскую фетву», то логично предположить, что Совет муфтиев России (СМР) там же защищался от нее. Руководители делегации СМР, муфтий Равиль Гайнутдин и его заместитель Дамир Мухетдинов, выстроили линию защиты по нескольким направлениям. Одна из них – более чем прозрачные заверения в адрес президента Турции Реджепа Эрдогана. Глава СМР постоянно подчеркивал, какую историческую миссию выполнил Эрдоган, подавив июльский путч военных: «Господин президент, в вашем лице хочу поздравить весь великий турецкий народ с успешным предотвращением государственного переворота, который был направлен не только против интересов Турции, но и всего исламского мира и России». Гайнутдин, вслед за Эрдоганом, повторил, что за путчем «стояли вражеские силы, заинтересованные в максимальном ослаблении как Анкары, так и Москвы». Под вражескими силами имелся в виду, конечно, бывший наставник Эрдогана Фетхуллах Гюлен. Вторая линия защиты – апелляция к евразийству. Равиль Гайнутдин обращался к теме евразийства как направления, в авангарде которого стоит тюркский этнос: «Исходя из глубин русской мысли, лидеры стран СНГ, в первую очередь Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев, идут к осознанию тюркского фактора». По словам Гайнутдина, где тюрки, там и ислам. «Тюркские народы в XXI веке проявляют мудрость и усердие для осмысления нашей священной религии и ее гуманистического, созидательного потенциала». Далее – снова реверанс в сторону Эрдогана: «Суть сделанного нашим братом Эрдоганом – возрождение турецкого государства на началах ислама, зажженный тюрками маяк надежды и веры для всего мира!» От евразийства и ислама лидер СМР перекинул мостик к возобновленным после «разморозки» российско-турецким энергетическим проектам. Первый зампред СМР Дамир Мухетдинов сказал: Всемирный энергетический конгресс в Анкаре, где Владимир Путин в те же дни обсуждал будущее «размороженного» «Турецкого потока», «заряжается духовными энергиями от Евразийского исламского совета».
Увязал тюрков и ислам в Стамбуле и муфтий Татарстана Камиль Самигуллин: «Мусульманский и тюркский компоненты играют важную роль в жизни современной России. Уверен, что они также станет важным скрепляющим звеном, который поможет укрепить дружбу между нашими народами». Самигуллин в Стамбуле отстаивал честь «Грозненской фетвы»: «Нам нужно укреплять позиции ахл сунна валь джамага (мусульманской общины. – «НГР»): это четыре мазхаба в фикхе и два мазхаба в вероубеждении: матуриди и ашари». По словам муфтия, первый шаг к этому как раз был сделан в Грозном. Самигуллин, как и Гайнутдин, с сожалением вспомнил о российско-турецком охлаждении, возникшем после трагедии российского Су-24 в Сирии в ноябре 2015 года. Это заявление было сделано не только от лица муфтията поволжской республики, но и от светских властей Татарстана, которые в период действия антитурецких мер России не хотели сворачивать выгодные для Казани проекты с Турцией. «Разморозка» отношений Москвы и Анкары встречена Казанью с большим, но негромким воодушевлением. Как говорится, «чтоб не сглазить».