Папский нунций в Сирии архиепископ Марио Дзенари не бросил «боевой» пост и будет награжден кардинальской шапкой.
Фото AP/ТАСС |
В Ватикане объявили имена 17 иерархов Римско-католической церкви, которые на очередной консистории 19 ноября с.г. получат кардинальские шапки. Четверым новым князьям Церкви – за 80, то есть они не смогут голосовать на конклаве и избирать нового папу. Шапку, в частности, получит албанский священник Эрнест Симони, проведший немало лет в тюрьме во времена Энвера Ходжи. При этом, по всей видимости, его не будут предварительно рукополагать в епископы. Этого требует каноническое право, но для священников старше 80 неоднократно делались исключения (например, когда кардиналами становились известные богословы Ив Конгар и Анри де Любак).
Папа Франциск продолжает расширять кардинальскую географию. В таких странах, как Центрально-Африканская Республика (где понтифик недавно побывал с визитом), Бангладеш, Папуа – Новая Гвинея, Малайзия и Лесото, иерархи Католической церкви никогда не становились кардиналами. Теперь это случится. Понтифик верен себе. На предыдущей консистории в феврале 2015 года статус князей Церкви получили иерархи из Панамы, Мьянмы, Тонга и Кабо-Верде, а также из итальянских епархий Анкона и Агридженто, в которых кардиналов не было 100 и 200 лет соответственно. При этом без красных шапок остаются патриарх Венеции и архиепископ Турина. Папа Франциск таким образом пытается бороться с церковным карьеризмом, когда епископы конкурируют за престижные кафедры, полагая, что кардинальский сан к ним «прилагается».
Вероятно, главной звездой грядущей консистории станет папский нунций в Сирии архиепископ Марио Дзенари. Это смелый человек, отказавшийся покидать Сирию после начала конфликта и подвергающий себя смертельной опасности. Посвящая Дзенари в кардиналы, папа, конечно, подчеркивает, что Сирия и, в частности, положение христиан в этой стране и ситуация с беженцами – в центре его внимания. Понтифик также возвращается к давно забытой практике, когда кардиналом становился действующий нунций. В XX (да и в XXI веке) нунции получали шапки, уходя на покой, оставляя дипломатическую работу ради карьеры в Римской курии или возглавляя престижную кафедру.
На ноябрьской консистории кардиналами станут сразу три иерарха из США. Это бывший епископ Далласа, а ныне глава новообразованной Дикастерии (ведомства) по делам мирян, семьи и жизни Кевин Фаррелл, архиепископ Чикаго Блейз Супич и архиепископ Индианаполиса Джозеф Тобин. Если фигуры Фаррелла и Супича были ожидаемыми, то Тобин – это сюрприз. Но лишь отчасти. Журналисты в США отмечают, что без кардинальских шапок остаются архиепископ Лос-Анджелеса Хосе Гомес и архиепископ Филадельфии Чарльз Шапю. Но они принадлежат к консервативному лагерю внутри американского епископата, и понтифик, судя по всему, не захотел дополнительно усиливать его, выбрав условных либералов, прогрессистов, в частности, Тобина.
Архиепископ Джозеф Тобин два года проработал в ватиканской Конгрегации по делам институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни. После этого его назначили на кафедру в Индианаполисе, и, похоже, случилось это потому, что иерарх подвергал публичной критике жесткий подход Ватикана к американским монахиням-«феминисткам». Тобин считал, что подход должен быть более диалогичным. Папа Франциск в 2015 году, встретившись с представительницами Руководящей конференции американских монахинь, прекратил разбирательство, начатое при Бенедикте XVI. Тобин же продолжал служить в штате Индиана и относительно недавно вступил в полемику с местным губернатором, а ныне также кандидатом в вице-президенты США от республиканцев Майком Пенсом. Архиепископ готов принять сирийских беженцев в своей епархии, губернатор выступает резко против.
Супич показал себя либералом (по меркам Католической церкви) в ходе двух Синодов по делам семьи в Риме, выступая за выработку нового пастырского подхода к геям, лесбиянкам и трансгендерам, а также за потенциальный допуск разведенных или вступивших в повторный брак католиков к причастию. Фаррелл, судя по его публичным заявлениям, придерживается схожих взглядов. Другими словами, папа Франциск выбирает себе идейно близких кардиналов. К американской троице можно добавить поборника социальной справедливости мексиканского архиепископа Карлоса Агияра Ретеса и либерального архиепископа Брюсселя Йозефа де Кеселя.
Через месяц после консистории самому папе Франциску исполнится 80 лет. Запустив долгосрочные реформы в Церкви, он не может не думать о преемнике. Лишь треть кардиналов, имеющих право выбирать нового папу, получили шапки от самого Франциска. Его вполне очевидной задачей становится увеличение своей фракции на потенциальном конклаве, а для этого понадобится еще не одна консистория. В противном случае «революция Франциска» может остаться в истории Церкви лишь как яркий – но эпизод, своего рода оттепель.