Понтифик призвал Баку к миру с соседями.
Глава Римско-католической церкви (РКЦ) папа Римский Франциск посетил с апостольским визитом Грузию и Азербайджан. Поездка понтифика в Закавказье прошла под знаковым девизом Pax vobis («Мир вам» – начальные слова католической мессы и слова Иисуса Христа апостолам после Воскресения). Смысл папского посыла поясняют многолетние проблемы Нагорного Карабаха, Абхазии и Южной Осетии. Тбилиси и Баку пытаются по этим вопросам склонить Ватикан на свою сторону, но без особых успехов.
«Визит папы в Грузию именуется апостолическим, то есть проповедническим, – сказал «НГР» грузинский политолог Арчил Чкоидзе. – Но эта проповедь была обращена главным образом к грузинским католикам, которых у нас 50 тыс. человек. У папы и патриарха-католикоса всея Грузии Илии II состоялась обычная теплая встреча, без совместной молитвы или еще чего – то, что намекало бы на экуменизм. Папа и наш патриарх, как представители независимых и при этом дружественных Церквей, говорили о мире на Кавказе, о состоянии духовных и нравственных ценностей».
Интонация папских заявлений в Грузии звучала в духе призыва наций к миру и согласию. Общаясь с президентом Грузии Георгием Маргвелашвили, папа пытался склонить власти Грузии к мирному разрешению ситуации с Южной Осетией. «Сейчас настал момент найти способ вернуть беженцев и перемещенных лиц в их дома», – сказал папа, добавив, что «сегодня нужно уважать суверенные права каждой нации». Последние слова папы были восприняты грузинским президентом болезненно: «20% нашей территории оккупировано, более 15% населения стали беженцами. Их дома захвачены врагом, потому что они этнические грузины!» «Франциск и президент Грузии в итоге достигли определенного диалога по бывшим грузинским провинциям, – комментирует Чкоидзе. – Маргвелашвили согласился, что «люди не должны страдать из-за политической ситуации».
Возле аэропорта Тбилиси папский кортеж был окружен двумя группами местных православных верующих с плакатами на английском языке: «Папа – еретик», «Ватикан – духовный агрессор» и т.д. «Срыв визита папы выгоден ряду групп. В частности, тем, кто хочет сорвать мирный процесс по Абхазии и Южной Осетии и вообще дестабилизировать ситуацию в стране, – комментирует Чкоидзе. – Одна из таких групп как раз была у аэропорта Тбилиси. Это не имеющие авторитета маргиналы числом максимум 30 человек».
Во время встречи в тбилисском соборе Успения Девы Марии с католической общиной Грузии понтифик заявил, что «сегодня идет мировая война» против института брака. «Его разрушают не оружием, а идеями, точнее, идеологической колонизацией», – заявил Франциск. Глава РКЦ имел в виду так называемую гендерную теорию, приобретшую в Грузии распространение в годы президентства Михаила Саакашвили. Поддержка ЛГБТ-движения в Грузии при Саакашвили рассматривалась как часть интеграции Грузии в ЕС и НАТО. Местное ЛГБТ-сообщество считает своим главным врагом Грузинскую православную церковь, называя ее «одной из самых гомофобных Церквей в православном мире». Солидарные с ЛГБТ-активистами сторонники «европейского пути» развития Грузии (Михаила Саакашвили и «Единого национального движения») считают, что традиционная семья - это оправдание семейного насилия, запрет абортов и вообще тормоз для развития грузинского общества. По евроинтеграции Грузии папа сказал, что «у Грузии европейская идентичность», но при этом она «находится между Европой и Азией».
Из Грузии папа Франциск сразу отправился в Азербайджан. Глава РКЦ отдал дань памяти борьбе Азербайджана за независимость – возложил венок на Аллее Шахидов в Баку. Потом понтифик отправился на встречу с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Понтифик поблагодарил Алиева за «обеспечение полной свободы вероисповедания» в Азербайджане. СМИ Азербайджана растиражировали заявление Франциска по Карабаху: «Мир переживает трагедию многих конфликтов, разжигаемых нетерпимостью, которые, в свою очередь, провоцируются насильственными идеологиями и фактическим отрицанием прав самых слабых. Для того чтобы эффективно противостоять этим опасным отклонениям, мы должны поощрять культуру мира, которая продвигается благодаря неустанной готовности к диалогу».
Группа православных грузин встретила папу у аэропорта акцией протеста. Фото Reuters |
Как сказал «НГР» российский востоковед и политолог Фахреддин Аббасзода, в Закавказье у Святого престола давние традиции тайной дипломатии: «В XVII веке римские папы вели интенсивную переписку по Южному Кавказу с русскими царями и иранским шахиншахом Аббасом». По словам эксперта, в Баку ожидали визита папы Франциска даже больше, чем в Тбилиси. «Первая леди Азербайджана Мехрибан Алиева истратила огромную сумму на восстановление в Ватикане разрушенных катакомб Сан Марчеллино дель Пьетро. Таким образом в Баку хотят добиться расположения Ватикана, в частности, по Нагорному Карабаху и геноциду армян в Османской империи. Баку взялся за римские катакомбы в апреле прошлого года, в годовщину столетия геноцида армян. Но Ватикан, вопреки ожиданиям Баку, признал геноцид армян, после чего в Азербайджане поднялась волна оскорблений в адрес папы Франциска. Алиеву тогда задали прямой вопрос: если Ватикан так делает, зачем было давать ему деньги на катакомбы? Несмотря на это, Ильхам Алиев постарался оказать Франциску теплый прием в Баку, надеясь исправить прошлые промахи. Но Баку не надо ожидать многого от визита папы в Азербайджан».
Аббасзода считает: в Баку и Тбилиси папе оказали довольно прохладный прием. «Там еще раз убедились, что Ватикан в плане закавказских проблем останется верен себе. Франциск в дипломатичных выражениях заявил, что уважает территориальную целостность Азербайджана и Грузии, сказал очень много теплых слов в адрес руководства и народов этих стран. Но дальше этих слов Ватикан, как всегда, не идет. В вопросах внешней политики Святой престол остается верным себе».