Католикос Гарегин II поддержал защитников непризнанной республики. Фото cо страницы Армянской апостольской церкви в Facebook
Армян всего мира и особенно жителей Нагорно-Карабахской республики (НКР) всколыхнула новость о визите на ее территорию в начале сентября католикоса всех армян Гарегина II. Лидер Армянской апостольской церкви (ААЦ) совместно с заместителем главы военного ведомства непризнанной республики генерал-майором Варданом Балаяном посетил позиции армии обороны НКР. Духовный лидер выразил благодарность военным за их службу, а построенная прямо на передовой руками солдат часовня получила в подарок от католикоса кресты. Нынешний визит беспрецедентен тем, что настолько далеко, прямо к вражеским позициям, католикос «забрался» впервые. Кроме того, в непризнанной республике впервые собрался Высший духовный совет ААЦ, который обычно проходит в Эчмиадзине, главной резиденции Армянской апостольской церкви.
Надо сказать, что текущий год всерьез изменил поведение предстоятеля ААЦ, ранее настроенного на диалог и взаимодействие со своим азербайджанским мусульманским «коллегой» – главой Управления мусульман Кавказа (УМК) шейх уль-исламом Аллахшукюром Пашазаде. Как только 2 апреля с.г. начались боевые действия между военнослужащими Азербайджана и Нагорного Карабаха, Гарегин II решительно осудил азербайджанскую сторону, которую в Армении и Карабахе считают инициатором конфликта.
Сразу после затухания короткого и кровопролитного апрельского обострения, 13–14 апреля, католикос всех армян Гарегин II вместе с Киликийским католикосом Арамом прибыл в Нагорный Карабах (подробнее в «НГР» от 20.04.16) с пастырским визитом. Тогда оба первоиерарха посетили военный госпиталь в Степанакерте, встретились с местным духовенством и верующими, а также были приняты президентом НКР Бако Саакяном. На литургии, которую предстоятели ААЦ совершили с архиепископом Арцаха (так армяне называют Нагорный Карабах) Паргевом Мартиросяном в соборе Христа Всеспасителя в городе Шуши, собралось 2 тыс. человек (притом что организаторам в итоге пришлось ограничить количество участников богослужения из соображений безопасности).
Армянская апостольская церковь в апрельские дни также начала сбор средств на нужды Нагорно-Карабахской республики, а многие ее священники отправились прямо на позиции карабахских войск – с намерением, по их словам, поднимать боевой дух солдат и офицеров. На протяжении всего времени с апрельского обострения карабахская тематика не сходила с уст католикоса всех армян. Так, принимая в Эчмиадзине 7 августа паломников из Восточноамериканской епархии ААЦ, он отметил важную роль диаспоры в помощи НКР в апреле с.г. и заявил, что безопасность Нагорного Карабаха обеспечивается зачастую ценой жизни сынов армянского народа.
Вне сомнения, многие священнослужители ААЦ и до появления в непризнанной республике Гарегина II служили и служат в НКР и при этом оказывались на линии соприкосновения противоборствующих сторон. Регулярно выступает с патриотическими заявлениями архиепископ Паргев Мартиросян. Недавно в интервью ИА REGNUM Мартиросян заявил о том, что мир в Карабахе возможен только с признанием независимости республики. Однако для Гарегина II столь решительные шаги – нечто новое.
Это выглядит ответом критикам Гарегина II за его попытки наладить диалог с представителями азербайджанского духовенства, в частности с Аллахшукюром Пашазаде – как при посредничестве патриарха Московского и всея Руси Кирилла, так и напрямую. Напомним, что три духовных деятеля встречались не только в российской столице, но и в Баку – это произошло в 2010 году. Тогда ими была подписана совместная декларация о мирном урегулировании нагорнокарабахского конфликта, которая была неоднозначно воспринята частью армянского общества. К примеру, известный армянский журналист Акоп Бадалян, редактор сайта Lragir.am в статье для одноименного ресурса писал: «Наш католикос встал и поехал в Баку, поговорил с Алиевым, который сто раз на дню что только не говорит в адрес Армении, да еще подписал заявление, в котором имеются, мягко говоря, спорные моменты касательно Карабаха».
Гарегин II продолжал взаимодействовать с Баку и впредь – как это было в 2013 году, когда предстоятель ААЦ обратился напрямую к Аллахшукюру Пашазаде, а также к нему же уже через патриарха Кирилла, с просьбой о содействии в освобождении армянского военнослужащего Акопа Инджигуляна. Напомним, последний в августе 2013 года, не сориентировавшись на местности, перешел линию соприкосновения карабахских и азербайджанских войск и оказался в плену у последних. В октябре 2014 года через третью страну Инджигулян вернулся в Армению.
Однако после боестолкновений апреля с.г. все переменилось. Мало того что католикос посетил НКР, организовал сбор помощи для республики и призвал мировые державы помочь ей, он прервал все контакты с Аллахшукюром Пашазаде. Когда после окончания активной фазы апрельского противостояния патриарх Кирилл задумал вновь усадить за один стол главу ААЦ и председателя УМК в Москве, Гарегин II отказался от этой инициативы. Как видят в Армении, католикос сделал вполне осознанный и однозначный выбор – посещение Нагорного Карабаха вместо беседы с официальным главой мусульман Азербайджана. Сложно сказать, встретятся ли Гарегин и Пашазаде когда-нибудь вновь, однако, учитывая, что все лица, посещающие Нагорный Карабах без санкции МИД Азербайджана, попадают в черный список и лишаются права въехать в эту страну, можно предположить, что эта гипотетическая встреча состоится точно не в Баку.
Интересно, что параллельно с отказом от предложения патриарха Кирилла наблюдается сближение ААЦ и Гарегина II как ее предстоятеля с Римским престолом. Наиболее яркое свидетельство тому – визит папы Римского Франциска в Армению в июне с.г., его присутствие на литургии в Эчмиадзине и участие вместе с католикосом в экуменической церемонии и коллективной молитве на площади Республики в Ереване. Визит в Армению сопровождался открытым признанием понтификом факта геноцида армян. На фоне столь ярко выраженной позиции Франциска по отношению к Еревану его визит в Баку, запланированный на октябрь, выглядит не более чем формальность и нежелание пробуждать враждебность тюркских государств.
Что касается позиции, которую в итоге прояснил Гарегин II, то ААЦ всегда воспринималась армянским обществом не просто как конфессия, но как важный элемент национальный идентичности. Арцах, в свою очередь, – одна из ключевых епархий Эчмиадзинского престола. На современном этапе именно карабахское движение стало движущей силой стремительного подъема религиозности во всей Армении. Более того, НКР – первая на постсоветском пространстве территория, где основы христианства стали обязательным школьным предметом – с 1997 года здесь изучают историю религии и Слово Божье.
В данном контексте переговоры и попытки найти точки соприкосновения духовных лидеров, их попытки повлиять друг на друга в решении тех или иных локальных вопросов уступают место основной задаче Церкви, как она ее видит – быть со своим народом. ААЦ устами теперь уже не только местного архиепископа, но и католикоса всех армян однозначно подтверждает свою с ним солидарность.
От редакции
«НГ» в номере от 15.09.16 писала о том, что визит папы Франциска в Азербайджан, которого ожидают в Баку 2 октября, в этой стране расценивают как признание Азербайджана толерантной страной. По словам ординария Римской католической церкви в Азербайджане Владимира Фекете, «визит папы Римского в Баку именно в Год мультикультурализма в Азербайджане говорит о том, что папа воспринимает и считает Азербайджан толерантной страной». По информации «НГ», папа Римский встретится с президентом Ильхамом Алиевым, затем посетит Мемориал погибших за независимость Азербайджана и завершит визит, посетив мечеть Гейдара, где состоится встреча понтифика с главой Управления мусульман Кавказа Аллахшукюром Пашазаде.
Ереван