Посол Великобритании Саймон Коллиз на хадже. Фото со страницы Фаузии Аль-Бакр в Twitter |
В британской прессе появились сообщения о том, что посол Соединенного Королевства в Саудовской Аравии Саймон Коллиз оказался мусульманином и даже совершил в сентябре с.г. хадж. Поводом к обсуждению этой истории в СМИ стала публикация фотографий посла и его жены в ихрамах – одеяниях мусульманских паломников на фоне мусульманских святынь. Фото в своем Twitter выложила саудовский публицист и ученая из главного учебного заведения страны – Университета короля Сауда Фаузия Аль-Бакр. Подпись на арабском языке к фотографиям гласила: «Впервые британский посол в королевстве совершает хадж после своего обращения в ислам: Саймон Коллиз и его жена Худа в Мекке. Благодарение Всевышнему».
Британский дипломат поблагодарил Аль-Бакр за столь дружественный твит и в ответ публично признал, что действительно принял ислам. «Я принял ислам после 30-летнего проживания в мусульманских странах и незадолго до вступления в брак с Худой», – написал посол на своей странице в Twitter. Супруга посла сирийка Худа Муджаркеш ретвитнула фотографию со страницы арабского публициста.
Британский МИД, со своей стороны, подтвердил информацию, но отказался ее комментировать, сославшись на то, что религия относится к сфере частной жизни сотрудников министерства.
Хладнокровие британского внешнеполитического ведомства компенсировали поздравления со стороны членов королевской семьи Cаудовской Аравии. Новообращенного мусульманина тепло приветствовала принцесса Басма бинт Сауд, известная своей деятельностью в области защиты прав человека. «Особые поздравления послу и его супруге», – написала принцесса в своем Twitter, на что Коллиз ответил благодарностью.
Тепло встретили нового хаджи и представители мусульманского британского сообщества. Глава Совета британских хаджи Рашид Моградия заявил, что пример посла «служит вдохновением» для всех британских паломников к мусульманским святыням. Представители одной из крупнейших в Англии мечетей в Восточном Лондоне сообщили британской прессе, что посол «сможет рассказать о своем опыте хаджа коллегам в британском посольстве», а его «уникальное положение» в деле налаживания отношений между исламским миром и Западом невозможно переоценить.
До своего назначения в саудовское королевство в феврале 2015 года Коллиз был послом в Сирии (2007–2012) и Ираке (2012–2014). До появления твита с фотографиями лишь немногие друзья и коллеги знали о религиозных предпочтениях посла, принявшего ислам еще в 2011 году.
Коллиз стал первым послом Великобритании, совершившим хадж, однако считается, что и до него представители высшего дипломатического состава Соединенного Королевства, служившие на мусульманском Востоке, обращались в религию пророка Мухаммеда. Например, в XIX веке правоверным стал посол Британской империи в Высокой Порте Абдулла Уильям Квильям, выступавший с осуждением империалистической политики Британии в Судане. В середине прошлого века ислам принял писатель и дипломат, проходивший службу в Индии, Тринидаде и Гане, Чарльз ле Гай Итон.
Учитывая, что на момент заключения брака Коллиз уже был послом в Сирии и вряд ли стал бы рисковать удачной карьерой, вспыхнувшие религиозные чувства на основе пылкой любви к будущей супруге выглядят маловероятно. Поэтому активная медиакампания в британских СМИ, удачные позы в анфас на якобы случайных фотографиях в Twitter говорят о неслучайном появлении информационного повода.
С вопросом о том, почему Великобритании могла быть выгодна публичность вокруг религиозных ритуалов сотрудников внешнеполитического ведомства, «НГР» обратились к арабисту, президенту Общества дружбы и делового сотрудничества с арабскими странами Вячеславу Матузову. «Думаю, британцы даже рады, что могут подыграть саудовцам для налаживания мостов», – ответил эксперт. «Для Британии арабский фактор сейчас имеет большое значение. Скорее всего эта ситуация будет использована страной в своих политических интересах. Я вижу, что все происходит в рамках той политики, которую Британия исторически пыталась вести на Ближнем Востоке – проникновение, в том числе вот такими методами», – резюмировал Матузов.