0
2386
Газета События Интернет-версия

07.09.2016 00:01:00

В Риме канонизировали мать Терезу

Тэги: мать тереза, рим, ватикан, папа франциск, канонизация


мать тереза, рим, ватикан, папа франциск, канонизация Торжества по случаю канонизации матери Терезы прошли не только в Риме, но и в Калькутте – городе ее служения. Фото Reuters

Известная католическая монахиня мать Тереза была канонизирована 4 сентября с.г. Торжественные собрания состоялись в Риме и Калькутте – по месту служения матери Терезы. После религиозных торжеств прошла бесплатная раздача понтификом пиццы для полутора тысяч голодных. Папа Франциск призвал верующих к «подражанию евангелическому рвению» матери Терезы и предложил «совершить революцию нежности, начатую Христом».

Будущая святая Агнесс Гондже Бояджиу родилась в столице Македонии Скопье в смешанной армяно-албанской семье. По достижении совершеннолетия она отправилась в Италию, где вступила в монашеский орден «Ирландские сестры Лорето», а после получила распределение в Калькутту. В течение 20 лет монахиня преподавала в женской школе, а в 1948 году основала монашеский орден «Сестры миссионерки любви», занимавшийся созданием школ, больниц и приютов, первый из которых – «Чистые сердца» – был основан в 1952 году.

Все же служение святой не было столь неоднозначным. В начале 1990-х годов британский врач индийского происхождения Аруп Чаттерджи, который имел возможность наблюдать за деятельностью будущей святой в Калькутте, начал искать документальные подтверждения своим неприятным наблюдениям. На основе его исследования в 1994 году британские журналисты Кристофер Хитченс и Тарик Али сняли документальный фильм «Ангел ада». Годом позже Хитченс опубликовал книгу «Миссионерская позиция: теория и практика жизни матери Терезы». В 2001 году журналист выступил перед специальной комиссией Вашингтонской епархии, в котором проходила подготовка к беатификации (причисление к лику блаженных в Католической церкви, предшествующее канонизации. – «НГР»). Тогда Хитченс описал свою роль как выполнение обязанностей «адвоката дьявола», настаивая на том, что многие чудеса будущей Терезы Калькуттской были сфальсифицированы, а сама она была другом «не бедных, а бедности». В 2003 году вышла книга Чаттерджи «Последний приговор». В перечисленных работах можно выделить несколько блоков проблем, которые привлекли внимание авторов.

Наибольший эмоциональный отклик вызывают сомнения в милосердии святой. Например, ей приписывают отказ дать умирающему от рака подопечному обезболивающее со словами: «Ты страдаешь, как Христос на кресте, это означает, что Господь возлюбил тебя». В свое оправдание будущая святая говорила: «Я думаю, в принятии своей судьбы бедняками, в их умении разделить с Христом его страдания раскрывается достоинство их положения. Мне кажется, страдания бедных помогают этому миру». Кроме того, звучали обвинения монахинь ордена в принудительном крещении нуждающихся, когда те находились в бессознательном состоянии перед смертью либо под угрозой отказа в помощи. Однако нужно отметить, что исходили эти обвинения от правых националистических сил Индии.

Второй блок критики заключается в сомнительности целей расходования пожертвований, поступавших на помощь делу милосердной монахини. В 2000 году бывший волонтер одного из приютов рассказала Forbes India, что, несмотря на то что через ее руки проходили чеки на суммы в 50 тыс. долл., до нуждающихся деньги не доходили. Согласно расследованию, опубликованному в немецком журнале Stern, до насельников домов милосердия матери Терезы доходило лишь около 7% от суммы пожертвований. Однако саму главу монашеского ордена в коррупционных схемах авторы не обвиняют, указывая, что пожертвования «Сестрам миссионеркам любви» проходили через каналы Ватикана. До сих пор монахини в ответ на вопрос о размере пожертвований отвечают: «Господь знает. Он наш банкир».

Наконец, вызывают вопросы и условия содержания обитателей приютов. Forbes India приводит сведения о неадекватном количеству пациентов числе медиков и обслуживающего персонала и неудовлетворительной квалификации волонтеров. В качестве доказательства плохого ухода за больными в приютах матери Терезы в издании приводится статистика смертности в приюте «Чистые сердца», согласно которой за время его существования там получили помощь 86 тыс. человек, из которых умерли 35 тыс. человек. Сообщается, что в учреждении плохо соблюдались санитарные требования. «Иглы промывали в холодной воде, а больным давали медикаменты с истекшим сроком годности. Некоторые пациенты могли бы выжить, если бы они получали надлежащий уход», – пишет издание.

Наконец, Терезе Калькуттской ставится в вину то, что сама она проходила лечение в платных клиниках, а не в собственных приютах, а также ее поддержка введению бывшей тогда премьер-министром Индии Индирой Ганди чрезвычайного положения после требования Верховного суда одного из штатов об ее отставке в 1971 году. В целом критики будущей святой указывают на то, что ее деятельность шла в традиционном для белых колонизаторов ключе христианских миссий и ее заслуги не могут быть признаны исключительными.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1383
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
877
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
622
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
865

Другие новости