В закрытом купальнике мэр Ниццы разглядел покушение на свободу женщины. Фото Reuters
Когда в 1946 году дизайнер Луис Рирд изобрел бикини, то его ношение было запрещено в Италии, Испании, Португалии и ряде других стран, многие манекенщицы стеснялись выходить на подиум в узких купальниках. И если в середине XX века в ряде стран приговаривали к штрафу за ношение бикини, считая подобный наряд аморальным, то вряд ли в то время могли помыслить, что в будущем критике подвергнется консервативный купальный костюм, являющийся полным антиподом бикини – буркини. Однако насколько сегодня правомерно в демократических странах запрещать ношение того или иного вида купальника, особенно если его владелица в соответствии со своими религиозными убеждениями не желает демонстрировать публике едва прикрытое тело?
11 августа с.г. мэр Канн Давид Лиснар ввел запрет на посещение пляжей в буркини – специальном закрытом купальном костюме, в котором открытыми остаются только ладони, ступни и лицо. Этот вид купальника был разработан дизайнером Ахедой Занетти в 2004 году. Буркини стало выходом из положения для многих мусульманок, желающих купаться в максимально удобном костюме и при этом выглядеть соответственно религиозным нормам своей общины. Впрочем, по словам самой Занетти, примерно 40% покупателей буркини не являются приверженцами ислама – его покупают евреи, индуисты, христиане, мормоны, а также люди с различными физическими недостатками.
Что явилось для властей Канн основанием для запрещения буркини? По сообщению Guardian, в указе о запрете говорится, что доступ на пляж был закрыт для всех, кто носит одежду, не соответствующую нормам морали, но при этом и секуляризма, на которых основано французское государство. Нарушители должны выплачивать штраф 38 евро. В документе говорится, что пляжная одежда, демонстративно указывающая на религиозную принадлежность человека, в то время как Франция является объектом для террористических атак, может создать риск нарушения общественного порядка, что необходимо предотвратить. Подобного рода опасным пляжным костюмом, по мнению городских властей, является буркини. Би-би-си приводит пояснения Лиснара, что он просто запретил одежду, являющуюся символом исламского экстремизма.
Данная инициатива очень быстро нашла своих сторонников и критиков. Вскоре запрет на появление в буркини был введен еще в 14 курортных городах юга Франции, в том числе на острове Корсика и в Ницце, где 14 июля с.г. в результате теракта погибли 86 человек. Согласно газете Nice-Matin, глава полиции Канн Ив Даро заявил о преимущественно положительной реакции горожан на этот запрет. Указ поддержали и некоторые французские политики. Так, премьер-министр Франции Мануэль Вальс заявил, что буркини является трансляцией политического проекта, основанного на порабощении женщин.
Глава Национального фронта Марин Ле Пен видит в запрете буркини «душу Франции», ношение его должно быть вне закона, так как это вопрос республиканского секуляризма и общественного порядка. Запрет буркини приветствовал и экс-президент Николя Саркози. В комментариях в социальных сетях согласные с запретом высказываются в похожем духе: ношение буркини унижает женщин, сами женщины носить его не хотят, буркини противоречит французскому и вообще европейскому образу жизни. Всего, по данным опроса французской общественности, опубликованном в Figaro, 64% поддерживают запрет буркини, 30% равнодушны к проблеме.
Несогласные с запретом буркини также поспешили высказать свою точку зрения, приводя аргументы в ответ. 11 августа в Facebook на странице Южной федерации мусульман Франции было опубликовано официальное заявление этой организации, которая шокирована указом о запрете буркини, не считает его законным и намерена добиваться его отмены через суд. В самом деле, французские (и не только) СМИ поставили под сомнение законность подобного запрета. Так, редакция Monde указала на то, что французское законодательство не запрещает ношение купальника, закрывающего тело, по закону запрещено лишь закрывать лицо, но буркини оставляет его открытым. Редакция New York Times полагает абсурдными патерналистские высказывания французских политиков о долге республики перед спасением женщин от порабощения, если при этом им диктуют, что следует и не следует носить. BBC приводит высказывания многих мусульманок со всего мира, они заявляют, что буркини – их собственный выбор. Католический епископ Нунцио Галантино, генеральный секретарь Итальянской епископской конференции выступил против запрета буркини, полагая, что каждый может одеваться в соответствии со своей верой, если считает это уместным.
Вполне ожидаемым было и то, что не все мусульманки подчинились указу о запрете буркини. По подсчету Guardian несколько десятков женщин были оштрафованы в августе за появление на пляже в этих купальниках. Однако, как сообщает Daily Mail, некоторые женщины были оштрафованы просто за ношение хиджаба или платка, в одном случае полицейские заставили женщину снять с себя одежду в Ницце, и этот инцидент оказался наиболее дискредитирующим инициаторов и исполнителей запрета. После этого случая в Лондоне, рядом с французским посольством, состоялась акция протеста.
Протест выразился и в другой форме: с жалобами в суд обратились Лига по правам человека и Коллектив против исламофобии во Франции, посчитав запрет буркини нарушением прав мусульманок. 26 августа с этим доводом согласился Государственный совет Франции, он приостановил запрет на ношение буркини в городе Вильнёв-Лубе, постановив, что решение мэрии города было незаконным и нарушало права человека. 30 августа СМИ сообщили о приостановке этого запрета и в Каннах, решение было принято Административным судом Ниццы.
Приостановку запрета приветствовал верховный комиссар по правам человека ООН, где полагают, что подобные указы подрывают независимость женщин, лишая их возможности самостоятельного принятия решения в вопросе одежды. Также, по мнению ООН, в соответствии с международными стандартами в области прав человека ограничения человека в правах вероисповедания в области выбора одежды в соответствии с его религиозными убеждениями разрешается только в редких обстоятельствах, например, при угрозе нарушения общественного порядка. Видимо, ООН не видит в ношении буркини на пляжах серьезной угрозы безопасности Франции.