Греко-католики «украинизировали» даже Богородицу. Фото с сайта www.ternopillive.com.ua
Сложившийся после встречи патриарха Московского Кирилла и папы Римского Франциска в Гаване формат отношений между Русской православной церковью и Ватиканом оказался под угрозой пересмотра и даже денонсации. «Поспособствовали» этому заявления руководства Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) насчет недавно завершившегося Всеукраинского крестного хода за мир и единство в Украине, проведенного Украинской православной церковью Московского патриархата (УПЦ МП). РПЦ считает заявления греко-католиков оскорбительными и требует, чтобы после них Ватикан и Москва снова вернулись к вопросу о недопустимости сближения двух ветвей христианства через унию.
«Противники этой миротворческой акции (крестного хода. – «НГР») усмотрели в ней политический след, – говорится в официальном заявлении Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата. – Глава украинских униатов Святослав Шевчук (верховный архиепископ Киево-Галицкий. – «НГР») сравнил крестный ход с «живым щитом из гражданских лиц» и предупредил, что «если из среды участников этого крестного хода будут исходить антиукраинские лозунги и провокации, это станет концом Московского патриархата в Украине». Предшественник Шевчука кардинал Любомир Гузар назвал крестный ход «подлой хитростью» и «цинизмом, хуже которого трудно что-то представить». «Из этих заявлений, дышащих ненавистью, очевидно, что каноническое православие по-прежнему остается мишенью ожесточенных нападок для униатских лидеров», – говорится в заявлении, подписанном главой ОВЦС РПЦ митрополитом Иларионом (Алфеевым).
Глава секретариата по межхристианским связям ОВЦС иеромонах Стефан (Игумнов) в комментарии «НГР» заявил, что действия греко-католиков неоднократно становились тормозом в отношениях между Московским патриархатом и Римской церковью. «Как сказано в обращении ОВЦС, последние заявления лидеров УГКЦ вновь породили определенную проблему. В связи с этим вопрос о канонических и пастырских последствиях унии снова необходимо вынести на повестку официального диалога между православием и католичеством», – сказал Игумнов. В заявлении ОВЦС вопрос поставлен несколько шире: возможно ли вести диалог с Ватиканом по иным богословским темам в то время, когда «тема унии продолжает оставаться кровоточащей раной»? Тем самым в РПЦ констатировали, что давний и больной вопрос греко-католичества может поставить под угрозу формат отношений между РПЦ и Ватиканом, сложившийся после подписания патриархом Кириллом и папой Франциском Гаванской декларации. Существуют мнения, что встреча глав РПЦ и РКЦ на Кубе была вызвана, помимо всего прочего, евромайданом и гражданской войной в Украине. Греко-католики, духовная паства римского понтифика, на майдане были наиболее яростными сторонниками свержения Виктора Януковича. Немало униатов состоит в «Правом секторе», «Тризубе имени Степана Бандеры» (обе организации запрещены в России) и других украинских объединениях, исповедующих антироссийскую идеологию.
Директор Религиозно-информационной службы Украины (РИСУ) Тарас Антошевский считает, что архиепископ Святослав Шевчук не оскорблял крестный ход и УПЦ МП: «В ОВЦС РПЦ привели цитату предстоятеля УГКЦ в искаженном виде. Святослав Шевчук призывал УПЦ МП к выходу из ее противостояния с украинским обществом. Выступления представителей УПЦ МП в глазах украинцев выглядят как противопоставление этой Церкви всей Украине. Так и организованный УПЦ МП крестный ход, поначалу воспринятый нормально, впоследствии создал впечатление политической акции. В крестном ходе были задействованы люди, которые ранее были известны Украине политическими спекуляциями на религиозной почве: депутат Верховной рады Вадим Новинский, разные журналисты, эксперты и т.д. Освещавшие крестный ход комментаторы со стороны УПЦ МП осознанно вносили политический момент». «Получилось, что те, кто молился за мир, на самом деле сеял войну. Вот что имели в виду Святослав Шевчук и Любомир Гузар», – заключил украинский эксперт.
«В прошлом были примеры, когда ситуация с греко-католиками влияла на отношения Ватикана с Московским патриархатом, – сказал «НГР» профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко. – Особенно это проявилось в начале 90-х годов, когда происходил процесс восстановления Греко-католической церкви в Украине. Действовавшая тогда четырехсторонняя комиссия из представителей Римско-католической церкви (РКЦ), УГКЦ, УПЦ МП и Московского патриархата должна была добиться мирного и полюбовного размежевания интересов в западноукраинских епархиях. Но греко-католики увидели тогда, что политические силы в Западной Украине в основном содействуют им, и начали кампанию по захвату храмов. Тем самым УГКЦ фактически вышла из комиссии и свернула ее работу. Все эти факты тогда серьезно осложнили отношения Москвы с Ватиканом».
По словам Петрушко, исход диалога между РПЦ и РКЦ по вопросу украинского униатства в разные годы зависел от личности главы Римской церкви. «В 90-х годах, когда был осуществлен разгром православных епархий в Западной Украине, предстоятелем РКЦ был Иоанн Павел II. Следуя главенствующей тогда в Польше реваншистской политической линии, Иоанн Павел II способствовал усилению греко-католиков, для того чтобы ослабить влияние Москвы в Украине. У Франциска, на мой взгляд, в этом плане более осторожная и взвешенная позиция. И это несмотря на то что в молодости он был тесно связан с греко-католиками».
Глава УГКЦ Святослав Шевчук за год до евромайдана рассказывал украинским журналистам, что во время ученичества будущего папы Франциска, Хорхе Марии Бергольо, в ордене салезианцев в Ватикане его наставником был греко-католический епископ Степан Чмиль – активный деятель украинского националистического движения в 1930–1940-х годах. Чмиль, в свою очередь, довольно долгое время служил в Аргентине – на родине папы Франциска, где духовно окормлял обитавших там украинских националистов. Юный Хорхе Бергольо прислуживал своему наставнику Чмилю на литургии и был его наперсником. Униатские эпизоды молодости Франциска, считает Владислав Петрушко, не помешали развитию конструктивного формата отношений между Ватиканом и Москвой в период нынешнего понтификата. «Надеемся, что и сейчас папе хватит здравого смысла не вставать на сторону греко-католиков. Но Ватикан должен также осадить свою униатскую паству в Украине», – говорит эксперт.
По информации «НГР», греко-католическую проблему Москва и Ватикан должны обсудить на заседании смешанной комиссии по православно-католическому диалогу. Комиссия должна собраться 15 сентября в итальянском городе Кьета. Гаванская декларация февраля с.г. осуждает унию как способ приведения христиан в единство. Но РПЦ, подписав Гаванскую декларацию, не отрицала легитимности Греко-католической церкви. Декларация призвала православных верующих и греко-католиков к «примирению и нахождению взаимоприемлемых форм сосуществования».