Ветеран войны в Ираке и «суверенный гражданин» Гевин Лонг решил, что он «право имеет» – и устроил бойню. Фото Reuters
В предвыборной кампании в США вовсю разыгрывается расовая карта. Демократы напрямую обвиняют республиканцев в расизме. Те в ответ заявляют, что пренебрежение Демпартии белым рабочим классом – еще хуже расизма. Ожесточенные споры разгораются вокруг полицейского насилия. Либералы делают акцент на непропорционально большом проценте убитых полицией чернокожих, а консерваторы отвечают, что и среди осужденных убийц их тоже непропорционально много, да и больше всего черных убивают сами черные в ходе бандитских разборок.
На волне протестов поднялась организация «Жизни чернокожих бесценны» (Black Lives Matter, BLM), выросшая из одноименного хештега. Ответный тег «Каждая жизнь бесценна» (All Lives Matter) они считают расизмом. Лишь после выборов мы узнаем, является ли BLM серьезным движением протеста или это изобретение политтехнологов, для того чтобы привести побольше афроамериканцев проголосовать за Хиллари Клинтон. Чернокожие американцы – это самый лояльный сегмент Демократической партии, но все опросы показывают, что многие из тех, кто в рекордном числе пришел голосовать за «брата» Обаму, не собирается голосовать за мадам Клинтон. Пока же новое движение подняло на поверхность старые афроамериканские культы и верования.
Риторика BLM, очевидно, воспалила воображение людей, далеко не мирных. В последние два года участились убийства полицейских, получившие название «Эффект Фергюсона» – по имени городка, где начались расовые волнения из-за убийства чернокожего белыми полицейскими. В начале июля с.г. чернокожий ветеран-афганец Миха Джонсон открыл снайперский огонь по полицейским, занятым поддержанием порядка на демонстрации BLM в Далласе. Полиция применила для его ликвидации робота, и правозащитные организации обеспокоены тем, что это первое применение внутри страны дрона-убийцы. Полиция не разглашает мотивов убийцы, но известно, что он кричал, что «мстит за черных братьев, убитых полицией». Буквально через 10 дней другой чернокожий ветеран войны в Ираке Гевин Лонг открыл огонь и убил троих полицейских в Батон Руж, штат Луизиана.
Если о мотивах «народного мстителя» из Далласа мало что сообщается, то про Гевина Лонга известно больше. Некоторое время назад он принял имя Космо Сетепенра и подал заявление на принадлежность к мифической «исконной нации» Washitaw de Dugdahmoundyah Mu’ur Nation, зарегистрированной тем не менее как НПО в Канзасе. Лонг запостил в YouTube клип «Наконец-то достиг полной мужской зрелости» и поклялся в верности «Мавританским суверенным гражданам». Он заявил, что чернокожие ничего не добьются миром и потому должны идти путем насилия.
Движение «Мавританские суверенные граждане» возникло несколько десятилетий назад из странного синтеза идей правого движения «Суверенные граждане» и «Церкви храма мавританской науки». «Суверенные граждане» – это круто замешенное на мистике и легализме правое движение, отказывающееся подчиняться властям и настаивающее на том, что божеский закон выше конституционного права, а члены движения в силу своего естественного права стоят над законом. Их довольно легко узнать, потому что они вместо государственных номеров ставят на свои машины номерные знаки «Царства небесного», которые можно купить в Интернете, либо таблички несуществующих «исконных племен» Америки.
«Суверенные граждане» появились лет 40 назад после раскола правого движения Posse Comitatus, заявляющего, что правительство имеет власть только над теми, кто им подчиняется. В американской традиции так называется мобилизация местными шерифами всех мужчин, способных носить оружие. Движение Posse Comitatus провозглашало, что над законами могут встать только «свободные», обладатели «естественных прав на гражданство». Это автоматически исключало, например, чернокожих, потому что те получили освобождение из рабства и гражданство не «естественно», а через 14-ю поправку Конституции США, которая в отличие от основного текста не является для расистов ни богодухновенной, ни канонической.
Правоохранительные органы часто называют группы последователей «Суверенных граждан» культами. После теракта 11 сентября 2001 года Министерство внутренней безопасности занесло их в список террористических и экстремистских организаций. Некоторые «суверенные», такие как Лонг, прибегали к насилию. Однако по большей части они заняты «бумажным терроризмом»: заполняют массу различных судебных бумаг на несуществующих языках, подают заявления с требованием освобождения от налогов на основании несуществующих законов, подают иски на несуществующие долги, меняют реальные имена на различные экзотические, чтобы избежать выполнения различных гражданских обязанностей. Другая сторона их деятельности – это захват пустующих домов на основании фиктивных бумаг, что требует от домовладельца длинной и дорогой судебной процедуры выселения захватчиков.
Считается, что в Америке около 100 тыс. «суверенных граждан» и еще 200 тыс. разделяют их идеи и используют их приемы. Некоторые из них пришли из правых экстремистских организаций, другие из нативистов, групп «выживальщиков» в условиях ожидания чрезвычайных ситуаций, местных гражданских милиций, готовящихся встретить апокалипсис или отразить приход «чужаков». Есть там и выходцы из коммун маоистов и хиппи.
Группы «суверенных граждан» отличает расизм, и они часто отказывают в праве на суверенитет различным «пришельцам» и «рабам государства» – чернокожим, евреям, мексиканцам, католикам и т.д. Однако у «суверенных граждан» есть группы последователей и среди афроамериканцев. Различные группы чернокожих основывают свою доктрину на убеждении, что именно афроамериканцы – исконные хозяева Америки.
Одно из таких экстремистских течений – «Мавританские суверенные граждане», в верности которому поклялся стрелок-убийца Лонг. Как уже было сказано выше, это течение возникло в недрах «Церкви храма мавританской науки». «Церковь» эту основал Тимоти Дрю, принявший позже имя Благородный (Нобль) Дрю-Али. Его «житие» рассказывает, что его воспитали индейцы-чероки, что вместе с цирком он попал в Египет, где получил посвящение от последнего жреца тайного культа, который утверждал, в свою очередь, что воспринял учение от последних магов, скрывавшихся в пирамиде Хеопса. В теологии «мавританцев» смешаны рассказы о космических пришельцах и древнем народе моавитян, якобы давшем начало «сверхнации» мавров, к которой принадлежат и афроамериканцы. Учение «Церкви храма мавританской науки» основывается также на Коране, и Дрю-Али провозгласил себя одновременно пророком и королем Марокко. После смерти Благородного Дрю-Али в 1930 году из его «Церкви» вышла знаменитая «Нация ислама».
Сегодня во главе «Церкви храма мавританской науки» стоит Р. Джонс-бей. Он всячески открещивается от «Мавританских суверенных граждан» и идей суверенности. «Пророк никогда об этом не говорил, – заявил он в радиоинтервью. – Эти люди неправильно понимают нашу организацию. Они видят красоту нашей веры, но не желают подчиниться нашим канонам, а потому не считаются нашими прихожанами».
Источник доктрины «Мавританских суверенных граждан» – соглашения, заключенные 200 лет назад между различными пиратскими берберскими объединениями Алжира, Триполитании и Марокко для обеспечения безопасности ближневосточной американской коммерции в начале XIX века. Эти соглашения члены «Мавританских суверенных граждан» любят приводить в качестве аргумента своей неподсудности США. Одним из центров распространения «Мавританских суверенных граждан» можно считать штат Нью-Джерси. Несколько лет назад там по обвинению в мошенничестве был осужден один из членов движения – несмотря на его отчаянные уверения, что он является «великим князем и наследным кронпринцем императора Эль Бей Биг-бей Багби».
Интернет способствует широкому распространению взглядов подобных группировок, но он же способствует и размыванию сугубо культового характера «Суверенных граждан» и смешению их доктрины с другими антиправительственными идеологиями. Рост числа сторонников подобных взглядов отражает более широкое явление – падение престижа государства и уважения к закону в Америке.
Нью-Йорк