В президиуме конференции находились лидеры основных старообрядческих согласий. Фото Даниила Андрюкова предоставлено Московской митрополией РПСЦ
Международная конференция «Старообрядчество, государство и общество в современном мире» состоялась 23–24 июня в Московском доме национальностей. Старообрядцы России, ближнего и дальнего зарубежья впервые за несколько веков разногласий обсудили настоящее и будущее староверия, его место в сегодняшнем мире и перспективы сотрудничества. Напомним, что событие готовилось еще с начала этого года: 3 марта усилиями Межстарообрядческой рабочей группы был организован круглый стол «Актуальные проблемы старообрядчества», на котором вопрос об объединении староверов на базе социально-культурной деятельности был поставлен впервые.
Аудитория нынешнего мероприятия составила около 100–120 человек, почти сплошь мужчины, с бородами, в разноцветных вышитых рубахах, подпоясанных пеньковыми поясами. Меньшая часть – мужчины в костюмах, несколько женщин в традиционно заколотых под подбородком платках. Люди съехались со всей России, из Украины, Молдавии, Румынии, Литвы и Австралии. Церемонные приветствия зачитали предстоятели двух поповских организаций – патриарх Русской древлеправославной церкви (РДЦ) Александр (Калинин) и митрополит Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) Корнилий (Титов), а также член совета беспоповской Древлеправославной поморской церкви, председатель Центрального совета Древлеправославной церкви Латвии и др.
Глава РДЦ в своей речи противопоставил старообрядчество, российское государство и общество «современному миру», не забыв при этом напомнить о 75-летии со дня начала Великой Отечественной войны («мы объединились и выстояли перед общим врагом»), и сказал, что теперь русские люди должны проявить солидарность в ситуации новой эры безбожия, когда утрачены исторические корни, духовные ориентиры и пр. Митрополит Корнилий уделил особое внимание сохранению обычаев, любви к Отечеству и всесторонней поддержке, которую старообрядчеству оказывает государственная власть. Словно в подтверждение его слов тут же были зачитаны приветствия руководителя администрации президента Сергея Иванова, заместителя председателя правительства России Сергея Приходько и других чиновников.
Из выступлений участников можно было сделать вывод, что форма сотрудничества множества организаций, общин и толков из разных стран носит несколько парадоксальный характер: с одной стороны, они все идентифицируют себя со старообрядчеством в целом и настаивают на «ментальном единстве» друг с другом, однако не считают свою деятельность экуменической, говорят о невозможности литургического общения и о неразрешимости имеющихся между ними богословских противоречий. Неоднократно звучали также декларации о том, что старообрядцам не следует «лезть в политику». Единственной областью, в которой возможно сотрудничество, таким образом, осталась культурно-социальная сфера: поднимались вопросы о роли старообрядцев в сохранении культуры, трансляции наследия, развитии образования, хозяйства и т.д. Роль эта неизменно оценивалась как «значительная». Хотя большая часть всего обсуждения носила абстрактный характер, говорилось и о конкретных инициативах: представитель общины живущих в Румынии русских-липован рассказал о разработанных им учебниках русского языка, а гость из Бурятии – об успешных попытках внедрить в специализированные школы преподавание старославянского языка.
В выступлении Михаила Овчинникова – гостя из Австралии, основателя Русского музея в Сиднее, – обозначился любопытный зазор в плане хозяйственной этики тех, кто живет в России, и эмигрантов. Если первые по привычке относили капитал к сфере «современного мира» глобализации и общества потребления, в котором правят бал безнравственность, неверие и всякого рода пороки, то вторые решительно изымали бизнес из этого списка и настаивали на том, что деньги человеку даны самим Богом, и даны не для эгоистических целей, а для роста благосостояния всего общества – в том числе и на пользу старообрядчества.
Еще один эпизод, прервавший череду протокольных выступлений, – очень краткая речь старообрядца, пытавшегося вернуться в Приморье из эмиграции в Боливии. Оказалось, что его обманул местный чиновник, обещавший 2,5 тыс. га земли для занятий сельским хозяйством и обещания своего не сдержавший. Сообщив об этом, докладчик на секунду замешкался, сказал, что техника закуплена, простаивает и что говорить ему больше не о чем. Собрание несколько оживилось, внесло предложение «пробивать вопрос через Путина» и вообще воздействовать на власти.
Нынешняя конференция, как признавали все собравшиеся, стала первой ласточкой осторожного соработничества старообрядцев в деле сохранения своего наследия. На очереди – одобренное и уже почти что щедро профинансированное российскими властями празднование 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума, которое должно состояться в 2020 году, но о котором все говорят так, как будто оно предстоит уже завтра.