Фото со страницы раввина Шимона Левина в сети Facebook.
Конгресс еврейских религиозных общин и организаций (КЕРООР) представил свою новую эмблему. Помимо графического элемента изменению подверглось официальное наименование объединения. КЕРООР теперь – централизованная организация ортодоксального иудаизма. Ранее было: централизованная религиозная организация. О том, что означает появление слова «ортодоксальный» в официальном наименовании объединения, ответственный редактор «НГР» Андрей МЕЛЬНИКОВ узнал у председателя КЕРООР раввина Шимона ЛЕВИНА.
– Рав Шимон, недавно прошел съезд Конгресса еврейских религиозных общин и организаций. Эта формулировка появилась в результате съезда?
– Так совпало, что за два дня до съезда Минюст наконец-то зарегистрировал новый устав КЕРООР, согласно которому КЕРООР теперь – централизованная организация ортодоксального иудаизма. По факту подавляющее большинство общин, входящих в состав КЕРООР, – ортодоксальные. В России нет традиций реформизма (или «прогрессивного иудаизма», течение в иудаизме, которое предлагает «осовременить» вероучение. – «НГР») – в отличие от Европы и США. Российские еврейские общины традиционно ортодоксальные. И хотя большинство российских евреев не ведут религиозный образ жизни, но, как сказал первый премьер-министр Израиля Давид Бен Гурион: «Я не хожу в синагогу, но синагога, в которую я не хожу, – ортодоксальная».
– В составе КЕРООР остаются реформистские общины? Например, «Гинейни»? С этой реформистской общиной связаны споры вокруг Мемориальной синагоги на Поклонной горе. Главным упреком со стороны Федерации еврейских общин России (ФЕОР), которая тоже располагала в этом здании своей конгрегацией, было то, что КЕРООР держит там реформистскую общину, а мы, дескать, ортодоксальную.
– Согласно новому уставу, общины современного, или прогрессивного, иудаизма должны или перерегистрироваться и стать ортодоксальными организациями, или выйти из состава КЕРООР. У реформистов в России есть две централизованные религиозные организации. А Мемориальная синагога принадлежит Российскому еврейскому конгрессу (РЕК), и это никем не оспаривается.
– То есть реформистская община там останется, но она не будет входить в КЕРООР?
– Этот вопрос стоит задать представителю РЕК. Здание принадлежит им, и к нам они не обращались по этому вопросу.
– С этими изменениями как-то связана отставка вице-президента КЕРООР Зиновия Когана, который представлял в объединении реформистское течение иудаизма?
– Нет. В новом уставе нет должности вице-президента. Зиновий Львович стоял у истоков КЕРООР и проделал огромную работу, которую сложно переоценить. Но возраст берет свое, и он ушел на почетный и заслуженный отдых.
– «Централизованная организация ортодоксального иудаизма» – так с самого начала определяла себя ФЕОР. Новый статус КЕРООР как-то связан с этим обстоятельством?
– Нет.
– Представители КЕРООР в прошлом высказывались в том смысле, что еврейская ортодоксия противостоит хасидизму Хабад, который составляет основу ФЕОР, и в российском обществе утверждалось мнение, что хасиды – неортодоксальное течение в иудаизме, чуть ли не секта. В настоящее время КЕРООР противопоставляет ортодоксию иудаизма – хасидизму?
– КЕРООР не занимается «противостоянием» ни в отношении Хабада, ни в отношении хасидизма в целом, равно как и никому себя не противопоставляет. КЕРООР объединяет общины традиционного российского иудаизма во всем их спектре, в том числе мы активно сотрудничаем с представителями различных течений в хасидизме и в России, и за рубежом. Недопустимо и некорректно употреблять термин «секта», говоря о хасидизме. Так, почетным гостем 110-летия Московской хоральной синагоги, которое отмечалось 1 июня с.г., был Чернобыльский ребе Менахем Нахум Тверский, на прошлой неделе с однодневным визитом в Москве находился Карлин-Столинский ребе Барух Меир Яаков Шохет. Поэтому я не стал бы говорить о каком-либо противостоянии и противопоставлении. В России проживает не так много хасидов, по нашим оценкам – это менее 1% российского еврейства, но хасидизм имеет полное право на существование и развитие в России.
– Почему КЕРООР поддерживает связи именно с карлин-столинскими и чернобыльскими хасидами? Этому есть какое-то объяснение в истории взаимоотношений Хоральной синагоги и указанных хасидских движений?
– Мы поддерживаем отношения с представителями многих хасидских течений, но именно упомянутые лидеры хасидизма приезжали к нам в Россию многократно, и они считают важным поддерживать российское еврейство. Кроме того, отец нынешнего Чернобыльского ребе жил какой-то период в Москве и молился в Хоральной синагоге, также он связан родственными узами с президентом Российского еврейского конгресса Юрием Каннером.