В условиях кризиса венесуэльцы надеются на помощь богов-ориша. Фото Reuters
Верховный суд Венесуэлы оказался перед дилеммой. Ему предстоит ответить на вопрос: что предпочтительнее: права верующих или защита животных от жестокого обращения? Как сообщает Reuters, венесуэльский суд рассматривает иск от представителя группы верующих, заявляющих, что их конституционные и гражданские права нарушены вследствие действия указа о владении, контроля, регистрации, продаже и защите домашних животных. Утверждается, что реформа данного постановления, введенного в муниципалитете Либертадор, запрещающая забой домашних животных, нарушает права верующих, желающих совершать обряды жертвоприношения.
Иск подал адвокат Джиогерлинг Мендес, последователь религии «сантерия» (известной также под названием «Ла-Регла-де-Оча-Ифа», разговорно в Венесуэле именуемой «Ориша»). Специалисты определяют сантерию как синкретическую религию, она сочетает в себе элементы традиционных верований африканского народа йоруба и католицизма. Ее последователи поклоняются пантеону богов – ориша (или орича), каждый из которых имеет двойника из христианских святых. В Латинской Америке (первоначально на Кубе) эта религия получила распространение среди рабов из Западной Африки, в Венесуэле ее приверженцами является 1% населения, по данным отчета о религии в Венесуэле исследовательского центра «Гумилла». Начиная с 2008 года число ее последователей растет. По информации NBC News, распространение сантерии объясняется приездом тысяч кубинских врачей. Венесуэльцы ищут в культе просветления и исцеления, некоторые из них полагают, что боги способны дать защиту от повсеместных насильственных преступлений в стране.
Истец заявляет, что в религии сантерия совершаются ритуальные убийства жертвенных животных, но это право обеспечено Конституцией, так как убийства животных с ритуальной целью являются частью определенных религий, и право на соблюдение подобных религиозных норм рассматривается как соблюдение права на свободу совести и вероисповедания. Также он в своем иске указал, что ритуальные традиции народа йоруба защищаются ЮНЕСКО.
Жертвоприношения практикуются последователями сантерии во многих ритуалах, в том числе и при обрядах инициации, исцеления, гаданий, кормления «священных камней», составляя, таким образом, важную часть данной религиозной традиции. Однако ритуальные убийства животных возмущают зоозащитников и просто их любителей, особенно в западных странах. По сообщению La Arepa, члены известной в Венесуэле организации по защите прав животных – Миссии Невадо – и других неправительственных зоозащитных организаций уже мобилизованы для совместных действий против отмены действующего указа. Их цель состоит в том, чтобы ограничить любое возможное благоприятное решение по данному судебному иску, которое, по их мнению, будет обращено против венесуэльской фауны. Западные СМИ вычленяют еще один аспект шумихи вокруг жертвоприношений, напоминая, что иск принят в условиях экономического кризиса, усугубившегося нехваткой продовольствия и медицинских препаратов. Видимо, некоторые воспринимают жертвоприношения как напрасный перевод продуктов питания, которых и так не хватает в условиях кризиса.
В любом случае решение остается за Верховным судом, который может удовлетворить или не удовлетворить иск религиозного меньшинства в стране с католическим большинством. Прецедент, пусть и в другой стране, уже имеется: в 1993 году Верховный суд США постановил, что церковь сантерии Лукуми Бабалу-Айе в городе Хайлеа (Флорида, США) имеет право использовать жертвенных животных в своих ритуалах. Несмотря на действия зоозащитников, венесуэльский суд может вынести постановление в пользу последователей сантерии, если решит, что права верующих важнее защиты животных от жестокости. Верховный суд отказался приостановить действие указа, препятствующего жертвоприношениям, на время рассмотрения иска.