Лукашенко привез папе Франциску модель кареты и наследника на благословение. Фото с сайта www.president.gov.by
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 21 мая с.г. совершил визит в Ватикан и Италию, в ходе которого получил 40-минутную аудиенцию у папы Франциска. Стороны обменялись необычными подарками, в числе которых фигурировали деревянная модель кареты, голографическая икона, три рукописи папы, и обсудили перспективы сотрудничества. По словам самого Лукашенко, разговор вышел очень «теплым и душевным». После этого он имел долгую беседу также с президентом Италии Серджио Маттареллой.
Давний интерес белорусского президента к выстраиванию и поддержанию отношений с Ватиканом и Италией вызван, как можно предположить, надеждой нормализовать с их помощью отношения с Евросоюзом, который в 2006 году ввел против него и других белорусских чиновников санкции, обвинив Лукашенко в проведении несвободных выборов и давлении на оппозицию. Напомним, что в последний раз он был в Ватикане еще в 2009 году при прошлом папе, Бенедикте XVI, однако ничего существенного тот визит не дал. 12–15 марта 2015 года Минск посетил госсекретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин, и по его заявлению, тема санкций в отношении Беларуси «не могла не обсуждаться». Кардинал также одобрил перспективу нового визита Лукашенко в Ватикан, и вероятно, с тех самых пор этот визит и готовили.
Что касается Италии, то в «истории с санкциями» из всех европейских государств она симпатизировала России и ее союзникам в наибольшей степени. В частности, еще в 2015 году министр иностранных дел Италии Паоло Джентилоне заявлял, что он ни за, ни против санкций, в марте с.г. лишь Италия и Венгрия отказались продлевать их автоматически, а два итальянских региона (Венето и Ломбардия) и вовсе признали присоединение Крыма к России.
Во время встречи с понтификом президент предложил ему посетить Беларусь и посмотреть выставку белорусских икон XVII–XXI веков, которая 18 мая с.г. открылась в Музеях Ватикана. Открытие выставки, более чем не случайное и очевидным образом приуроченное к визиту, было призвано, во-первых, продемонстрировать, что в Беларуси вообще в принципе существует какая-то особенная церковная культура, а во-вторых, намекнуть на положенный в ее основу плодотворный союз католической и православной традиций.
Однако наиболее примечательным событием в рамках нынешнего визита представляется то, что Лукашенко предложил Минск в качестве площадки для новой встречи папы с патриархом Московским и всея Руси Кириллом. «Я высказал мысль, что понтифику пора приехать в Беларусь и вместе с нашим патриархом встретиться с нашими жителями. Уверен, что там будет не один миллион человек, которые бы хотели видеть это рукопожатие не в далекой Кубе в аэропорту, а на земле, которая находится в центре Европы и которую, слава богу, не затронули те катаклизмы (и понтифик это тоже подчеркнул), которые произошли в постсоветских республиках и странах Восточной Европы после распада СССР», – передает слова белорусского лидера его официальный интернет-портал.
Встает вопрос: что кроется за этим предложением и какую выгоду здесь ищет сам Лукашенко? Прежде всего он позиционирует Беларусь как многоконфессиональную страну, которая может стать ареной для межцерковного диалога, и в этом качестве укрепить свои позиции и избавиться от репутации «последней европейской диктатуры». Правда, в 2014 году Лукашенко открыто заявлял о том, что Белорусская православная церковь принимает активное участие в государственных делах и идеологическом строительстве.
Президент Беларуси, с одной стороны, никогда не устает напоминать о суверенитете и независимости своей страны, а с другой – получает всякого рода помощь и от Евросоюза, и от России. Лавирование между ними в последние годы характерно для его политики в принципе. В 2013 году Лукашенко высказывался за реформирование и модернизацию Белорусской православной церкви, имеющей, напомним, статус экзархата, однако сейчас эту идею оставил и уже в этом году заявлял, что никакая автономия ей не нужна. Церковное единство остается для него одной из связующих нитей для взаимодействия с российскими властями.
Вместе с тем белорусские власти никак не препятствуют деятельности на своей земле католиков, которых в стране около 15%. Главной проблемой для них, и это специально отметил Лукашенко, является незначительное число священников-белорусов по отношению к священникам польского происхождения. В нулевых и 2010-х годах имел место ряд скандалов, когда последних обвиняли в шпионаже. Последнее на сегодняшний день громкое дело такого рода – обвинение священника-поляка Владислава Лазаря в госизмене в 2013 году.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин уверен, что с помощью Ватикана «Лукашенко хочет добиться усиления своей роли в мире, хочет дистанцироваться от России. Он не в первый раз использует фактор Католической церкви: он еще раньше говорил, что собирается пригласить к себе папу Римского, потому что Россия очень негативно воспринимает его визиты на территории, которые считает сферой своего влияния».
Проект встречи папы Римского и патриарха Московского на нейтральной территории, где, во всяком случае, нет такой острой проблемы с унией, как в Украине, прокладывает для президента Беларуси новые пути к тому, чтобы усидеть на двух стульях и сотрудничать одновременно с Евросоюзом и Россией в условиях, когда прямой диалог между ними затруднен. Как можно предположить, он хочет использовать церковных лидеров в качестве посредников для нормализации или укрепления отношений с той и другой стороной, пользуясь тем, что они уже пошли на контакт на Кубе 12 февраля с.г. Характерно и то, что он предлагает пригласить на предполагаемую встречу также и представителей ислама, иудаизма и несколько неназванных «других конфессий», а саму ее приурочить к Дню памяти погибших в Первой и Второй мировых войнах или к закладке камня в фундамент какого-нибудь храма или часовни.
Представители МИД Беларуси, кажется, хорошо сознают, насколько двусмысленна их игра: недаром 23 мая министр иностранных дел Владимир Макей заявил, что «Беларусь не намерена выстраивать отношения с Евросоюзом в ущерб своим традиционным союзникам – России и странам СНГ».
Наконец, Минск давно позиционирует себя как одну из основных движущих сил в мирном урегулировании ситуации в Украине, к которому постоянно призывали и папа, и патриарх. Подобная заявка на миротворческую деятельность хорошо вписывается в риторику обоих церковных лидеров.
Однако Алексей Макаркин утверждает, что такая встреча едва ли состоится: «Эти два события – встреча в Гаване и проектируемая встреча в Белоруссии – с политической точки зрения совсем разные», – говорит он. «Патриарх не станет помогать Лукашенко отстраняться от России, хотя бы и мягко, с осторожностью. Против этой встречи есть два аргумента. Первый – то, что предыдущая встреча вызвала достаточно серьезную критику внутри Церкви, и, если будет новая встреча, эта критика усилится. Второй – с политической точки зрения насколько значимой для патриарха была предыдущая встреча, насколько после этого улучшились его отношения с государством, настолько же встреча в Белоруссии, даже если мы представим, что она состоялась, вызвала бы у российской власти не самые приятные эмоции. Сейчас, я думаю, священноначалие, наоборот, приложит усилия к тому, чтобы показать, что оно хранит православную традицию, не предает вероучение, хранит святоотеческое предание».
«НГР» связалась с секретариатом по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, однако в церковном ведомстве от комментариев пока воздержались.