Архиепископа Шевчука уважают за демократизм и «украинскость». Фото с сайта www.ugcc.org.ua
Греко-католики доверяют своей Церкви больше, чем прихожане Украинских православных церквей Московского и Киевского патриархатов (УПЦ МП и УПЦ КП) – своим. Это результат недавнего соцопроса, проведенного киевским Центром Разумкова.
Согласно данным Центра Разумкова, своему священноначалию доверяют 91,6% греко-католиков, не доверяют 4,6%, затруднились ответить 3,8%. На втором месте – возглавляемый Филаретом (Денисенко) Киевский патриархат, с 70,8% доверия среди своих прихожан. УПЦ КП опередила УПЦ МП, которой доверяют 65,5% православных украинцев. В итоге вышло, что по народному доверию Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) обошла филаретовцев более чем на 20%, а «Москву» – более чем на 26%.
Директор Религиозно-информационной службы Украины (РИСУ) Тарас Антошевский в беседе с корреспондентом «НГР» назвал проведенный Центром Разумкова опрос «очень интересным исследованием». «Оно показало прежде всего доверие к главе УГКЦ патриарху (это самоназвание, ни Ватикан, ни другие Церкви не признают патриарший титул верховного архиепископа Киево-Галицкого. – «НГР») Святославу Шевчуку, – говорит Антошевский. – Также исследование показало, насколько доверяют главе УГКЦ представители других конфессий Украины». По словам директора РИСУ, доверие Шевчуку со стороны большинства верующих объясняется тем, что он духовный лидер всего греко-католического сообщества. Он часто бывает как на западе Украины, так и в центре и на востоке, общается с украинской диаспорой за рубежом. «Шевчук часто выступает в СМИ, его позиция всегда свежа, актуальна, – считает собеседник «НГР». – Это показывает, что он духовный лидер не только старшего поколения, но и молодежи, причем не только греко-католической. Шевчук встречается со своей паствой, общается с журналистами без охраны и помпы, как обычный человек. К слову, патриарх Филарет не такой открытый, как глава УГКЦ».
Популярность архиепископа Святослава Шевчука, говорит Антошевский, объясняется также его яркой патриотической позицией. «Во время майдана, а затем военной ситуации на востоке Украины душепастырь УГКЦ играл очень важную позитивную роль. Активная позиция предстоятеля УГКЦ оказывала соответствующее влияние на других религиозных лидеров Украины. Представители Московского патриархата в Украине не придерживаются патриотической позиции и потому не так популярны».
Украинский эксперт напомнил о резком отзыве Святослава Шевчука насчет недавней встречи в Гаване папы Римского Франциска с патриархом Московским Кириллом. Напоминаем, 14 февраля с.г. предстоятель УГКЦ заявил, что патриарха Кирилла в Гаване «интересовала только политика», а если Ватикан и Москва организуют совместные встречи или подписывают общие документы, то греко-католикам и Украине от этого «не стоит ждать ничего хорошего». «Полагаю, что резкое высказывание патриарха Святослава насчет гаванской встречи положительно сказалось на его рейтинге», – говорит Антошевский.
Российский политолог и религиовед Андрей Окара, как и Антошевский, считает, что личный фактор Святослава Шевчука – одна из главных причин высокого рейтинга УГКЦ. «Пять лет назад многолетний предстоятель УГКЦ кардинал Любомир Гузар добровольно уступил Шевчуку свое место. Потом оказалось, что 40-летний Шевчук куда больший консерватор, чем 80-летний Гузар, который после своей отставки занял скорее модернистскую сторону. А основная паства УГКЦ, уроженцы западноукраинских сел, – весьма консервативные, «почвенные» люди, напоминающие героев Василия Белова и Валентина Распутина. У селян Галиции сохранилось почти архаическое отношение к Церкви и религии, и новый консервативный глава УГКЦ очень удачно вписался в этот тренд. При разнице существующих в УГКЦ тенденций и ориентаций ее прихожане в целом – это люди, для которых Церковь – важный фактор социальной и бытовой жизни». Как считает эксперт, архаичный менталитет западноукраинцев делает Галицию регионом с самым высоким уровнем религиозности по Украине: «Религиозность греко-католиков и православных в Галиции имеет одинаковый характер и интенсивность. Если бы существовали показатели доверия верующих по УПЦ МП и УПЦ КП в Галиции, то цифры бы не сильно отличались от УГКЦ – за 90%. Но поскольку УГКЦ существует только на западе Украины, а УПЦ МП и УПЦ КП – в других регионах, то на общем фоне показатели доверия прихожан к Кириллу и Филарету куда меньше, чем доверие греко-католиков к Святославу Шевчуку».
«Как прихожанин Киевского патриархата, скажу: Греко-католическая церковь уникальна в Украине тем, что с 1945 по 1991 год жила как первые христиане – в подполье, – сказал «НГР» украинский политик Владимир Яворивский, экс-депутат Верховной рады от «Блока Юлии Тимошенко». – Исторически в Западной Украине было так: Греко-католическая церковь – на первом месте по доверию, а светская власть – на предпоследнем или вообще последнем. Греко-католическая церковь всегда была украинской и проукраинской. Очень много для украинского государства, языка, культуры и науки сделал митрополит Андрей Шептицкий. У УГКЦ всегда были очень яркие лидеры: Шептицкий, Иосиф Слипый, Любомир Гузар. Святослав Шевчук – достойный молодой преемник этих людей. Он – один из инициаторов объединения всех православных церквей Украины в единую поместную церковь».
Как считает Владимир Яворивский, к созданию единой Церкви давно сложились предпосылки: «Многие священники Московского патриархата переходят в Киевский патриархат. А власти Украины готовят почву для запрета деятельности в стране УПЦ МП. Все три лавры Украины – Киево-Печерская, Почаевская и Святогорская – принадлежат Московскому патриархату. Людей это злит».
«Проигрыш УПЦ МП по части доверия паствы во многом объясняется не относящимися к религии факторами, – говорит Андрей Окара. – Многих владык УПЦ МП украинские СМИ обвиняют в причастности к криминалу и в том, что во время «революции достоинства» УПЦ МП поддержала Януковича, а после начала войны в Донбассе – сепаратизм».