Дети из православных семей могут получить воспитание в церковных дошкольных учреждениях. Фото с сайта www.venskie-kupola.org
Заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ игумен Митрофан (Шкурин) на открытии в Москве курсов повышения квалификации для руководителей епархиальных отделов заявил, что недавний закон «Об образовании в РФ» (ФЗ от 01.09.13 № 273) предоставляет для Церкви возможность внедрения в детские сады некоего «духовно-нравственного» воспитания. Напомним, в соответствии с новым законом детские сады были включены в систему общего образования в качестве его первой ступени.
Документ под названием «Православный компонент дошкольного образования» был принят Синодальным отделом религиозного образования и катехизации РПЦ в 2014 году, однако речь в нем идет отнюдь не обо всех или многих детских садах, а о специализированных православных дошкольных образовательных организациях и о православных группах в государственных и муниципальных учреждениях, которые могут быть созданы по желанию родителей и педагогов детского сада. В тексте указывается, что православный компонент дошкольного образования может использоваться только на добровольной основе, то есть по согласию педагогического коллектива и родителей или законных представителей детей. В соответствии с этими документами и нынешним законодательством их решение пока что может коснуться только детей из религиозных семей.
Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович не считает слова Шкурина серьезной заявкой и утверждает, что говорить здесь пока не о чем: «Вопрос о том, принимают ли религиозные структуры участие в образовании и если да, то какое, решается не образовательным сообществом, а страной в целом. Конституция говорит об этом, может быть, и общими, но ясными фразами. Речь может идти не о религиозном образовании, а о некой культурно-нравственной компоненте. Я был бы очень осторожен с тем, кто это осуществляет или будет осуществлять. То, что дошкольное образование стало частью общего, – очень правильно, это всемирная тенденция. При этом многие родители, да и сами работники детских садов до сих пор воспринимают сады как камеру хранения ребенка: сдал, получил назад без синяков – и слава богу. То, что детские сады стали развивающей, образовательной средой, это история сама по себе новая, экспериментальная, и мне кажется, что сначала надо ее поставить на ноги, а потом уже обсуждать другие вопросы».
Насчет проблемы религиозного, нравственного или какого-либо еще духовного воспитания эксперт заявил следующее: «Второй вопрос – когда и что говорить. Мне кажется, что такие непростые вещи для дошкольного возраста должны говориться в какой-то особенной манере, осторожно. Это означает, что должны быть разработаны и экспериментально проверены некие методики. Сегодня пока говорить, в общем, не о чем. В принципе детям нужно объяснять мир вокруг – они же ходят по земле, видят храмы, мечети, синагоги, кто-то ходит с семьей туда регулярно. Представления об этом сегодняшние семьи так или иначе дают, и, возможно, в этом им нужна помощь». «При этом я хочу напомнить, что у нас есть негосударственные, в том числе конфессиональные детские сады, воскресные школы, и, например, для глубоко религиозных родителей это путь осмысленный и эффективный», – заключил Бунимович.
Однако в обществе высказывается опасение по поводу проникновения религиозного воспитания в дошкольные учреждения, ведь Московский патриархат не удовлетворен существующим положением дел с курсом религиозных культур в средней школе и неоднократно требовал его расширения. Пока РПЦ требует начинать знакомство с духовными традициями во втором классе, но в связи с новой конфигурацией системы образования церковная планка может поползти вниз.