Экс-патриарх Ириней
давно не оказывался в центре внимания. Фото Reuters |
Что означает встреча 22 марта с.г. нынешнего Иерусалимского патриарха Феофила III (с ноября 2005 года) и его свергнутого предшественника Иринея (Скопелитиса, 2001–2005) на приеме в честь праздника Сорока мучеников Себастии? Этот вопрос задает себе православный мир.
Ни канцелярия Иерусалимской патриархии, ни Ириней никак не прокомментировали это событие. Присутствовавший на приеме гость рассказал автору этой статьи, что появление Иринея стало неожиданностью для гостей и для отдела церемоний Патриархата. Очевидно, удивлен был и сам патриарх Феофил. На снимках, сделанных иерусалимским фотографом Гали Тибоном, запечатлена встреча двух духовных лиц на выходе из приемной залы патриархии, очевидно, когда патриарх уже покидал мероприятие.
Источники православного Иерусалимского патриархата, также называемого Сионской церковью, упорно именуют Иринея простым монахом. После его смещения Синод в Иерусалиме лишил бывшего патриарха сана, низведя его до простого монаха. Синод опасался, что отстраненный Ириней начнет рукополагать епископов и создавать параллельные структуры, однако за прошедшие 11 лет эти опасения не оправдались.
Очевидец отмечает, что на прием лишенный сана чернец Ириней пришел при патриарших регалиях, с крестом и двумя панагиями на груди.
Возможно, 11-летнее заточение Иринея подошло к концу. В 2001 году после долгих дипломатических трений Скопелитис был избран 140-м патриархом греческого Патриархата Иерусалима и всей Палестины, Сирии, Заиорданья, Каны Галилейской и Святого Сиона. Несмотря на пышное величание, Церковь эта небольшая, в основном состоит из монашеского Братства Святого Гроба, но оно сумело за 1700 лет стяжать огромную недвижимость. На земле Патриархии стоит Кнессет и израильский правительственный комплекс в Иерусалиме. В ее владении территория монастыря Святого Креста, где похоронен Руставели, комплекс Андромеды в Яффском порту, большие участки в Хайфе, Назарете и Галилее и многое другое.
Недвижимость и послужила причиной падения Иринея. Ее учет был в беспорядке еще со времен патриарха Диодора (Каривалиса, 1981–2000). Израильский адвокат Мира Бурнштейн в течение многих лет вела юридические дела патриархата. Когда начались скандалы, она из газет узнала о том, что ее уволили и наняли Гилада Шера, бывшего начальника канцелярии израильского главы правительства Эхуда Барака. Бурнштейн не на шутку рассердилась, отказалась передавать дела. Она вчинила патриархату огромный иск за неуплату гонораров. В суде и СМИ она рассказывала много интересного о том, что творилось за стенами патриаршей резиденции. Достоянием публики стали постоянные скандалы, внутренняя вражда, махинации, двойная бухгалтерия, подделка документов, сомнительные сделки с полумафиозными местными подрядчиками и иностранными олигархами. Бумаги ждали подписи патриарха годами, порой десятилетиями. Патриархия таинственным образом теряла деньги за аренду, проценты и комиссионные от строительства.
Израильский журналист Дани Рубинштейн расследовал в 1980-х годах историю, как однажды в канцелярии главы правительства Израиля появился житель одного из ультрарелигиозных еврейских кварталов Иерусалима, утверждавший, что он вхож в Иерусалимский патриархат и может помочь выкупить участок, на котором расположены Кнессет и правительственные здания. Через некоторое время он принес бумагу, якобы подписанную патриархом Диодором, и получил от израильского правительства 20 млн долл. комиссионных. Позже оказалось, что все это афера. Правительство получило обратно комиссионные, но привлечь мошенника к суду не удалось: он представил справку о психическом нездоровье.
После смерти патриарха Диодора в 2001 году трое епископов вступили в борьбу за патриарший трон. Кампания была исключительно грязной, сопровождалась интригами, ложными обвинениями, публикацией пасквилей, доносами в израильские, палестинские и иорданские спецслужбы. В конце концов местные епископы так перессорились, что Синод выбрал Иринея, руководившего подворьем патриархата в Афинах. Ириней привез с собой помощника Апостолоса Вавилиса. Позже выяснилось, что Вавилис находится в международном розыске по делам о мошенничестве и торговле наркотиками. Вавилис отбыл из Израиля, но его место занял весьма общительный молодой плейбой, выпускник американского колледжа Никос Пападимас.
Во время отпуска в Европе Пападимас познакомился с русскоязычной израильтянкой. Они поженились и поселились в центре Тель-Авива, сняли шикарную квартиру. Многие в Израиле помнят шикарные машины и дорогие наручные часы Пападимаса. Пападимас быстро вошел в доверие к Иринею, не полагавшемуся на монахов. Вскоре он стал главным финансистом патриархата и получил доверенность на ведение сделок.
В марте 2004 года, после долгой кампании лоббирования со стороны греческого правительства и американских греков, израильское правительство утвердило в патриаршестве Иринея. В ноябре того же года неожиданно исчез Пападимас. Позже выяснилось, что он сбежал в Бразилию, прихватив с собой 6 млн долл. из кассы патриархата, а в августе 2013 года он был арестован в Афинах.
Вскоре после бегства Пападимаса всплыли подробности сделок патриархата с различными еврейскими организациями по продаже недвижимости в арабской части Иерусалима. Среди них была продажа через подставных лиц улицы у Яффских ворот с гостиницей и магазинами. Все это вызвало бурные протесты арабского населения, правительства Палестинской автономии и получило широкую огласку в мире.
Ириней заявлял и продолжает заявлять, что сам стал жертвой обмана и ничего не знал про сделки. Назначенный казначеем после исчезновения Пападимаса архимандрит Ириней Малый (прозванный так в отличие от своего «Большого» тезки-патриарха) обнаружил документы и расписки, порочившие главу Церкви. Выяснилось, что патриарх Ириней поддерживал контакты с представителями «Атерет коаним», израильской организацией, занимавшейся скупкой недвижимости. Сами покупатели тоже не молчали, а давили на израильское правительство, чтобы закрепить сделки, о которых они якобы договорились.
Администрация Палестинской автономии создала комиссию по расследованию аферы. Руководители нескольких поместных Церквей прервали связи с Иерусалимским патриархатом, а его Синод и Братство Святого Гроба большинством голосов отстранили Иринея. 26 мая 2005 года в результате беспрецедентного в истории православия решения главы поместных православных Церквей под председательством Вселенского патриарха Варфоломея одобрили смещение Иринея. Синод в Иерусалиме пошел еще дальше и лишил его сана, низведя до простого монаха. Вселенский патриарх назвал это решение неканоническим. В ноябре на патриарший трон взошел новый патриарх – Феофил III.
Ириней не признал ни своего отстранения, ни нового патриарха. Он уединился в келье при патриаршей резиденции. Ириней заявлял, что его там держат насильно. «Монах в окне» стал туристической достопримечательностью Иерусалима. Патриархия не раз заявляла, что никто Иринея не удерживает, но сторонники сверженного патриарха говорили, что тот не выходит из здания, опасаясь, что его не пустят обратно и он останется на улице без средств к существованию. По сравнению со своим преемником Ириней всегда отличался скромностью. Он отказался от квартиры в шикарном комплексе Андромеды в Яффо (там поселилась его сестра).
Израильское правительство некоторое время не признавало отстранения Иринея. Тогдашний премьер страны Ариэль Шарон заявлял, что не может не поддержать патриарха, которого обвиняли в продаже земли евреям. Позже израильтяне уступили сильному давлению американских греков.
Чиновник израильского Министерства религий говорил автору этой статьи, что власти не жалеют о своем решении все-таки поддержать Феофила. Хотя он и не признал сделки, совершенной с поселенцами, однако отношения с Иерусалимским патриархатом при нем сильно улучшились. При Феофиле прекратилось участие клира в протестах и палестинской политике. Памятны скандалы 1970-х, когда израильтяне задерживали священников, возивших оружие для ООП. Очень активный критик Израиля архиепископ Себастийский Феодосий (Ханна) в бытность архимандритом никого не спрашивал, куда ему ехать и где выступать. Теперь в качестве архиепископа он нуждается в разрешении Синода, когда выезжает куда-то из своей епархии.
В ноябре 2015 года Ириней был госпитализирован, и Феофил неожиданно пришел его проведать. День мучеников Себастии – также день именин Феофила, и Ириней пришел на прием, возможно, воспользовавшись этим предлогом. Теперь предстоит узнать, действительно ли «узник» Сионской церкви вырвался из своего предполагаемого заточения или перед низложенным патриархом лишь приоткрыли окошко в большой мир.