Президент Сербии Томислав Николич (второй слева): «Сербия не предала ни европейские ценности солидарности, ни христианское учение о доброте». Фото Юрия Власова
На юго-востоке Сербии, в городе Пирот, с 11 по 14 апреля с.г. проходила XXII конференция Международного общественного фонда единства православных народов (МОФЕПН) на тему «Христианское осмысление проблемы беженства в свете актуальной реальности». Реальность оказалась настолько противоречивой, что внесла свои коррективы даже в организацию и ход самой конференции.
По традиции подобные форумы проходят ежегодно в феврале, однако на этот раз мероприятие пришлось в чрезвычайном порядке переносить на апрель, а его участникам вместо запланированной Македонии собраться в Сербии. Причина – сложная политическая обстановка в Македонии, сложившаяся как раз в связи с проблемой беженцев и отношениями с Евросоюзом. Предполагается, что руководство этой балканской страны могло с недоверием отнестись к конференции, заподозрив в ее повестке отражение внешнеполитических интересов России.
Впрочем, эти опасения оказались преувеличенными. Состоявшаяся в конце концов в Сербии конференция показала, что ее участники выражают точки зрения разных государств и сообществ. Так, в своем послании к участникам форума патриарх Грузинской православной церкви Илия II значительное место отвел теме Абхазии и Южной Осетии, заключив свое обращение словами о том, что эти территории рано или поздно «будут возвращены грузинскому народу». Митрополит Киевский Онуфрий (Березовский) в своем послании заявил, что для него «особая боль» – беженцы из районов гражданского конфликта в Украине. Пожалуй, представители православных общин Ближнего Востока наиболее откровенно выразили свою поддержку внешнеполитическому курсу Москвы, особенно в сирийском вопросе.
Открывая конференцию, президент МОФЕПН Валерий Алексеев заявил, что главной причиной нынешнего кризиса, поразившего Европу, стали действия глобальных игроков на международной политической сцене, среди которых «династии нефтяных шейхов из стран Персидского залива», идеологи «ньюосманизма» и «самозваные хозяева нового мирового порядка из-за океана».
Жертвой такой политики оказались в первую очередь Балканы, пропускающие через себя сотни тысяч мигрантов, бегущих от войн на Ближнем Востоке. В этом смысле перенос мероприятия на территорию Сербии не умалил символическую связь места проведения и повестки. Более того, участники форума имели возможность познакомиться с дополнительными измерениями обсуждавшейся проблемы. Новейшая история Сербии показала, что и в наши цивилизованные времена вполне возможны внутриевропейские войны и вызванные ими волны переселений народов. Последним из них стало бегство сербов из Косово, которое находится в нескольких сотнях километров от места проведения конференции.
И еще один исторический пласт. Участники конференции посетили Свято-Георгиевский монастырь близ села Темска, где находится маленькое русское кладбище, а в 1920-х годах здесь жили русские монахини. В результате Гражданской войны в России на Балканах оказались тысячи русских эмигрантов, а Белград стал одним из центров церковной жизни белогвардейской эмиграции. Так прошлое и настоящее сошлись в одной точке, и это тоже придало обсуждению дополнительные оттенки.
Пирот – маленький городок, но вечером 11 апреля у городского Дворца культуры возник немалый ажиотаж. В открытии конференции принимал участие президент Сербии Томислав Николич. «Учение христианской любви редко когда в истории подвергалось более сильному искушению, чем в наше время, когда к нам бежит огромное количество людей из дальних стран, спасающихся от войны, голода и смерти, – сказал Николич в своем выступлении. – Все принципы, пропагандируемые Европой, в настоящее время проходят самое жестокое испытание в самой же Европе». Говоря о приеме, который Сербия оказала беженцам, президент сообщил, что его страна «не предала ни европейские ценности солидарности, ни христианское учение о доброте».
Участники конференции оказались перед дилеммой. Даже те, кто вообще не воспринимает гуманистической ценности прав человека в их современном европейском понимании. Как христианин должен относиться к беженцам? Многие обращались к образам Евангелия, вспоминали о Святом семействе, вынужденном бежать в Египет от преследований царя Ирода. Первым эту параллель использовал депутат Госдумы России коммунист Сергей Обухов, выступивший с трибуны форума. Он же обратился ко всем с призывом «жить по заветам Господа нашего Иисуса Христа».
С другой стороны, звучали слова об опасности исламизации Европы, ведь подавляющее большинство мигрантов – мусульмане, при этом молодые мужчины, многие из которых вовсе не склонны выполнять европейские законы и нормы жизни. Особенно жесткие мнения по этому поводу прозвучали из уст представителей Республики Сербской, православного анклава в составе Боснии и Герцеговины, например, Мирко Марича, известного сербской прессе своей бескомпромиссной позицией по поводу исключительности православия.
Чего же больше в христианском отношении к проблеме: сострадания к нуждающимся в крове беженцам или страха перед носителями чужой, подчас нетерпимой культуры? Этот вопрос «НГР» задали на итоговой пресс-конференции. «Я бы не стал называть это страхом, скорее это беспокойство, – ответил Валерий Алексеев. – Здесь нет исламофобии. Это попытка рассмотреть дальнейшие судьбы Европы. Если Европа утратит свою христианскую идентичность, Россия останется островком в этом море. Европа сегодня как Византия, которая все время сжималась перед своим падением. Мы воспринимаем Европу как единое целое. Сегодня только христианство ортодоксального типа способно удержать и генерировать те ценности, на которых зиждется европейская цивилизация». «Если проблема мигрантов будет развиваться в той же парадигме, что и сейчас, то это изменит не только лицо Европы, но и ее характер», – заключил президент МОФЕПН.
Пирот–Москва