В Китае богиня Гуаньинь – воплощение женственности. Фото Reuters
Председатель комитета по этническим и религиозным вопросам парламента КНР Чжу Вэйцюнь обвинил далай-ламу XIV Тензина Гьяцо в непочтительном отношении к буддизму и верующим, сообщает Reuters. Поводом для этих обвинений послужили прозвучавшие ранее высказывания духовного лидера тибетских буддистов по поводу того, что он может больше не перевоплотиться вообще или воплотиться в женщине.
При этом интересно, что именно в китайской традиции бодхисатва сострадания Авалокитешвара, воплощением которой в Тибете считаются далай-ламы, чаще всего предстает в женском облике – богини Гуаньинь. Примерно с VIII века, приобретя женское обличье (ранее в Китае, как и в Индии, бодхисатва Авалокитешвара считался мужчиной), Гуаньинь превратилась в богиню – покровительницу женщин и детей, материнства, сообщают энциклопедические словари по мифологии.
Советский писатель и культуролог Еремей Парнов в повести «Бронзовая улыбка» (1971) высказал версию, что императорский Пекин пытался сохранить влияние в Тибете, распространяя в стране далай-лам специфические представления китайского буддизма. Вот этот отрывок из повести Парнова: «Дело в том, что культ Авалокитешвары (по-китайски – Гуаньинь) и в китайском буддизме занимает очень важное место. Более того, на китайской почве Гуаньинь превращается в женское божество и становится богиней милосердия. Многочисленные иконы, которые китайцы жертвуют в тибетские монастыри, позволяют проследить все этапы такого превращения. И в нем вся суть тайной религиозной диверсии. Превратив Авалокитешвару, душа которого воплощается в тибетских первосвященников, в женское божество, пекинские политики надеются подорвать сами основы власти далай-ламы!»
Однако российский буддолог Андрей Терентьев не придает столь фатального значения китайскому влиянию на тибетский буддизм в прошлые века. «В целом правда, что китайцы использовали все лазейки, чтобы ослабить и политическую, и идеологическую самостоятельность Тибета, в том числе играя и на различиях воззрений отдельных тибетских школ, – говорит эксперт. – Я не знаю источников, подтверждающих китайскую интригу относительно культа Авалокитешвары, но не могу исключить, что она имела место – как одна из многочисленных уловок». «Однако думаю, что ни китайцы, ни тибетцы не стали бы придавать этому слишком большого значения, поскольку феминизация Авалокитешвары, по сути, не затрагивала основ положения далай-лам: Авалокитешвара, согласно махаянским представлениям, проявляется во множестве форм (только в тибетской иконографии их больше 100), поэтому женские манифестации ничуть не вредят имиджу далай-лам даже в патриархальном средневековом обществе», – заключил Терентьев.