Александр Лукашенко показывает митрополиту Тадеушу Кондрусевичу свое расположение. Фото с официльного сайта президента Республики Беларусь
Государственный телеканал «Беларусь 24», позиционируемый как «первый международный», 9 марта с.г. выпустил в эфире получасовую передачу, в которой на вопросы ведущего ответили православный митрополит Минский и Заславский, патриарший экзарх всея Беларуси Павел (Пономарев) и митрополит Минско-Могилевской архиепархии Римско-католической церкви Тадеуш Кондрусевич. Этот диалог представлен белорусскими СМИ почти как местный аналог недавней встречи патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы Римского Франциска в Гаване: «Впервые в одной студии в неофициальной обстановке встретятся два иерарха, чтобы поговорить о том, как вместе защитить и сохранить христианские ценности».
В ходе телепередачи митрополит Павел фактически подтвердил возможность визита папы Римского в Беларусь в ближайшее время, подчеркнув, что времена изменились: «Если этот вопрос будет согласован (с патриархом Кириллом. – «НГР»), то нельзя этого исключать. Совсем недавно еще говорили, что никогда не состоится встречи папы и патриарха, а вот, состоялась». Ранее, сразу после гаванской встречи, Кондрусевич заявил, что она приблизила визит понтифика в республику, так как «и препятствий уже стало меньше, и сам климат (по отношению к католикам в Беларуси. – «НГР») изменился после этой встречи».
«На Кубе предварительное согласие патриарха на визит папы в Беларусь было получено», – утверждал 22 февраля в статье, опубликованной на сайте газеты «Беларусь сегодня», Александр Зимовский. Зимовский – видный представитель белорусского истеблишмента, в 2005–2010 годах был председателем Национальной телерадиовещательной компании Беларуси, в 2004–2008 годах по квоте президента занимал пост депутата парламента страны. Публикация его слов в крупном государственном издании выглядит как хорошо продуманный инсайд.
В ходе телебеседы митрополиты Павел (Пономарев) и Тадеуш Кондрусевич сделали целый ряд заявлений в духе единства христиан. Так, глава белорусских католиков напомнил: «Но что сказал Иисус Христос перед своей смертью: да будут все едины, и мир уверует». Однако это единство не в плане объединения Церквей. Как заметил Пономарев, в Гаване «во время встречи не затрагивался какой-то богословский вопрос». Скорее это аналог советской дружбы народов. «У нас выбора всего два – или мы со Христом в мире и согласии со всеми, или мы будем враждовать, идти против Бога», – сказал экзарх.
Последняя фраза Пономарева прозвучала в контексте обсуждения событий в Украине: «Возьмите революцию 1917 года. Разве не то же самое происходило, что и сегодня на Украине? Брат восстал на брата, отец на сына, сын на отца». С похожим заявлением выступил Кондрусевич: «Никаких крестовых походов, никаких мечей, никаких призывов к революциям!»
Охранительная роль Церкви – и в Беларуси, и за ее пределами – не новость. Новизна – в другой реплике митрополита Павла: «Ситуация у нас в Беларуси была накалена и пока еще остается. Из-за чего? Из-за того, что псевдоисторики и псевдорелигиоведы говорят: вы знаете, в Беларуси католики – это поляки или итальянцы, православные – это московские, а вот настоящая национальная Церковь – это якобы униаты… Украина – результат, до чего это довело. Сегодня и папа, и патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответили и на этот вопрос. Благодаря этому заявлению мы должны сказать: друзья, что делить? Нам нечего делить». Эта трактовка гаванской встречи заметно отличается от совместного заявления папы и патриарха, которое осуждало унию как метод, признавая за униатами право на существование. В версии экзарха – речь о признании равенства «прав» прежде всего православных и римо-католиков в Беларуси. Напомним, что с аналогичным заявлением в послании 20 февраля 2015 года в отношении Украины выступил папа Франциск (см. «НГР» от 04.03.15).
Исторически православие появилось и доминировало в каждой из этих восточнославянских стран и остается наиболее представительной конфессией до сих пор. В Беларуси, по данным опубликованного 26 января с.г. национального социологического опроса, 83% респондентов идентифицировали себя как православные и 9,5% как католики. «Любая попытка Беларуси продвинуться в этом вопросе (выстраивания отношений с Ватиканом. – «НГР») упиралась в статистику. 83% православных, помните?» – написал в процитированной выше статье Александр Зимовский.
Новая модель позиционирования религий Беларуси помогает преодолеть эту сложность со статистикой и историей. Подобные заявления появлялись за последнее время неоднократно. «Есть международный экономический суд, который способствует примирению экономической вражды (вероятно, имеется в виду международная Постоянная палата третейского суда в Гааге. – «НГР»), – заявил 9 февраля с.г. в ходе дискуссии на презентации фильма «Религия миролюбия. Ислам» в минском клубе «Мова TUT» председатель Синодального информационного отдела Белорусского экзархата РПЦ протоиерей Сергий Лепин. – Может быть, если у Беларуси есть определенный опыт в миротворчестве, посредничестве, то она сможет послужить и разрешению религиозных конфликтов? Было бы, пожалуй, слишком смело утверждать, что Минск может стать некоей «религиозной Гаагой», но почему нет?»
Президент Беларуси Александр Лукашенко проявляет большой интерес к религиозной сфере и уже несколько раз пытался вывести Белорусский экзархат из-под управления Москвы, и обращаясь за этим к патриарху Константинопольскому Варфоломею I, и пытаясь инициировать требование об автономии экзархата через митрополита Павла. Последний случай имел место в декабре 2014 года, но в январе 2015 года Пономарев заявил, что «принял решение снять этот вопрос с повестки дня» как неактуальный еще на много десятилетий (см. «НГР» от 21.01.15).
Однако попытка митрополита получить больше суверенитета поддерживалась республиканскими СМИ, например, 7 января 2015 года в репортаже на общенациональном телевидении заявлялось, что Пономарев «успел не только заслужить доверие местной паствы, но и начал отстаивать в Московском патриархате право Белорусской православной церкви на самоуправление». 7 января с.г. Лукашенко заявил журналистам, выйдя с митрополитом Павлом с рождественского богослужения в Свято-Духовом соборе Минска: «Мы не стремимся к какой-то непонятной автономии и самостоятельности. Но откровенно скажу: мы это обсудим еще на встрече со священнослужителями – Церковь должна развиваться. Ей надо совершенствоваться. И я, насколько это возможно, буду тому способствовать».
Газета «Советская Белоруссия» напомнила об этих словах президента 12 марта с.г., в разгар новых веяний в религиозной политике республики, видимо, решившей теперь обозначить себя как «мост между Западом и Востоком». Официоз заявил в унисон с митрополитом Павлом, что визит папы Римского «послужит как минимум сплочению людей». Реальным его смыслом, конечно, было бы наведение мостов с западными элитами в условиях снятия санкций и демонстрация равноудаленности по отношению к Москве и другим политическим центрам.