Глава меджлиса Рефат Чубаров (на первом плане) готовится долго держать осаду Крыма, раз строит мечеть на границе. Фото с сайта www.islam.in.ua
В селе Счастливцево Генического района Херсонской области, как сообщает сайт этого населенного пункта, 13 февраля с.г. состоялся «субботник крымских татар по уборке территории, для постройки новой мечети». Раньше на этом месте была расположена тракторная бригада, от которой мало что осталось.
В селе, население которого по переписи 2001 года составляло 1461 человек, уже есть мечеть, удовлетворяющая нужды местного мусульманского населения, доля которого здесь менее 10%. Зачем понадобилось новое культовое здание, поясняется в той же публикации на сайте села: «Не так давно на территории Арабатской стрелки проходил конгресс крымских татар, где обсуждался вопрос о строительстве и выделении денег для постройки новой мечети в селе… По словам организаторов данного мероприятия, Счастливцевский сельский совет дал распоряжение на выделение 20 соток земли на постройку мечети. Строительство новой мечети запланировано на весну 2016 года».
Речь в публикации, видимо, идет о Всемирном конгрессе крымских татар, заседавшем в середине января с.г. в Геническе, находящемся в районе соединения Арабатской косы с материком. 16 января, как сообщило украинское информагентство QHA, на заседании Конгресса член его исполкома и член управления дернека (крымско-татарского сообщества взаимопомощи и культурного развития) в Анкаре Мукремин Шагин озвучил заманчивое предложение – Турция готова профинансировать строительство мечети и связанной с ней инфраструктуры, если власти района выделят необходимый участок. Площадь участка в материале QHA названа в 20 га, то есть 200 тыс. кв. м, что является явной ошибкой. К примеру, новая Соборная мечеть на проспекте Мира в Москве, вмещающая 10 тыс. человек, занимает площадь в 18,9 тыс. кв. м, или 1,89 га. Скорее всего речь шла о выделении участка в 20 соток, или 2 тыс. кв. м (0,2 га). Такая площадь, сравнивая с ранее планировавшимися или уже построенными в России мусульманскими объектами, позволит одновременно вместить не менее 2–3 тыс. верующих.
Новая большая мечеть, судя по всему, войдет в юрисдикцию нового муфтията, создание которого ранее уже было анонсировано. Как заявил QHA 5 января лидер Крымско-татарского меджлиса в 1991–2013 годах Мустафа Джемилев, «муфтият Крыма сейчас находится в полном подчинении оккупанту, что они скажут, то и делают». «По этой причине мы приняли решение о создании тут (в Украине. – «НГР») муфтията, который будет отображать мысли и желания крымских татар», – сообщил он. По словам Джемилева, концентрация крымских татар на Херсонщине наводит на мысль, что «правильно было бы создать муфтият там, но мы подумали, что правильнее будет, если он будет в Киеве; в Херсоне и в других областях могут быть его филиалы или находиться имамы». Но, учитывая, что о выделении джемилевскому муфтияту участка под мечеть в столице Украины речь пока даже не заходила, его реальным центром может стать комплекс в селе Счастливцево. Участок в степи на границе с Россией местным властям, что называется, не жалко, тогда как 16 декабря 2015 года Геническая городская рада отказала крымским татарам в выделении участка площадью 0,4 га при въезде в город со стороны Херсона под строительство мечети в турецком стиле с несколькими куполами, проект которой уже был разработан.
Не исключено, что джемилевский муфтият будет претендовать и на мечеть во Львове. К началу 2014 года в регионе проживало всего 20 крымских татар, но после эмиграции с полуострова их число в западноукраинском городе возросло до 2000. «Недавно сессия городского совета Львова выделила землю под расширение мусульманского кладбища, – сообщило 16 января с.г. издание «Настоящее время». – Крымские татары надеются, что это первый шаг со стороны местных властей в сторону поддержки исламской культуры, и следующим шагом будет строительство мечети». Лоббистом строительства первой во Львове мечети выступает глава мусульманской крымско-татарской религиозной общины «Ихсан» Эрнест Абкелямов, в то время как председатель духовного управления мусульман Украины «УММА» Саид Исмагилов не раз за последние месяцы выступал против проекта, считая такую инициативу «пока неактуальной». Можно предположить, что Абкелямов ориентируется на иной центр силы в лице меджлиса, обладающего как связями в Киеве (Джемилев – депутат Верховной рады от «Блока Петра Порошенко» и советник главы государства по вопросам крымских татар), так и источниками финансирования – вроде уже упомянутых в связи с мечетью в Счастливцеве.
На эту же мысль наталкивает и такой факт. 2 февраля на сайте полка «Азов» появилась публикация «Начало исламской экспансии во Львове», где говорилось, что для этого города «подобное культурное посягательство является возмутительным» ввиду «заявлений мусульман о (желании. – «НГР») нарушения уникального львовского архитектурного ансамбля для построения символически инородного исламского храма». Пресс-секретарь «Азова» Наталья Вешкина в тот же день подтвердила изданию «15 минут», что «они выступают против» мечети во Львове, но уже 5 февраля другой медиапредставитель полка Александр Алферов заявил тому же интернет-изданию, что «после консультаций с нашими побратимами по блокаде Крыма мы приняли решение удалить эту публикацию». Организатором блокады Крыма выступает все тот же меджлис.
Перемещение значительного количества усердных в вере мусульман из Крыма действительно вызывает на западе Украины определенные трения с местным населением. Журналист Би-би-си, встретившийся в мае 2015 года с Абкелямовым, передает его слова о том, что часть львовян испытывает «страх (перед мусульманами. – «НГР»), и люди пытаются защититься, это проскакивает в газетах, комментариях, соцсетях». Подобные проблемы существуют и в сельской глубинке, например, в поселке Борыня в Карпатах, в 160 км от Львова, куда в 2014 году «приехали необычные для этих мест новоселы: бородатые серьезные мужчины, не пьющие алкоголь, и сдержанные, окруженные толпами детей женщины в хиджабах… четыре крымско-татарские семьи, исповедующие салафизм». По словам журналиста Би-би-си, «в школу дети мусульман не ходят», и местных греко-католиков раздражает, что мусульмане работают в христианские праздники и в целом их неуважение к коренным жителям. Заявления со стороны последних: «Если приехали сюда – пусть живут по нашим правилам, а не так, как сам хочешь» – он упоминает не раз. Подобные настроения витают и на Херсонщине, судя по публикациям местных журналистов.
Но на границе ввиду присутствия вооруженных формирований меджлиса («Мы собираем натовский формат батальона – это 560–580 человек, – заявил 17 января координатор блокады Крыма Ленур Услямов, – и у нас уже почти половина людей – около 250»), они пока слышны тише. Боевиков крымско-татарских формирований, обильно укомплектованных представителями радикальных течений ислама с полуострова, побаивается, судя по всему, даже вооруженный до зубов «Азов». В этот батальон – возможно, также организуемый при помощи Турции, на что указывает ориентация на стандарты НАТО и упомянутое Услямовым 3 февраля в Facebook получение из Турции 120 комплектов военной формы, – как уже ранее заявлял Джемилев, стремятся войти находящиеся на территории Украины чеченцы, очевидно, из числа бойцов уже существующих батальонов, многие – с опытом боевых действий против России на Северном Кавказе (см. «НГР» от 05.08.15). Вполне возможно, что базой для этого батальона станет тот же религиозный комплекс в Счастливцеве, прямо на границе с Крымом.