0
5451
Газета События Интернет-версия

02.03.2016 00:01:00

Нового «дела Бейлиса» в Екатеринбурге не получилось

Тэги: феор, евреи, пермь, ектеринбург, тыкман, берл лазар, раввин, басаргин, антисемитизм, хасиды


феор, евреи, пермь, ектеринбург, тыкман, берл лазар, раввин, басаргин, антисемитизм, хасиды Семен Тыкман не оказался за решеткой, но и не избежал приговора. Фото с сайта www.znak.com

Кировский районный суд Екатеринбурга 24 февраля с.г. вынес приговор бывшему преподавателю традиции в еврейской гимназии «Ор Авнер» Семену Тыкману, обвиненному в возбуждении национальной вражды. «Ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 тыс. руб., и он освобожден от назначенного наказания в связи с истечением сроков давности уголовного преследования», – сообщил Интерфаксу представитель суда. «Он на уроках допускал публичные высказывания в отношении представителей иных религий, которые возбуждали ненависть и вражду в отношении них», – отметил собеседник информагентства. 

Напомним, что уголовное дело на Тыкмана завели летом 2015 года. Дело было возбуждено на основании показаний двух учениц 6 и 7 классов школы «Ор Авнер», которые якобы слышали, как учитель религиозной традиции на уроках призывал истреблять немцев за то, что они сделали с евреями во время Второй мировой войны, и плевать в сторону православных храмов. По некоторым данным, слова о вине немцев были сказаны в связи с поездкой в Освенцим. Также высказывается мнение, что реплику о «плевках в сторону храмов» учитель сделал не в качестве руководства к действию, а в ответ на вопрос учеников о том, как традиция иудаизма предписывает относиться к культовым местам других религий. В ответ на эти вопросы Тыкман якобы рассказал об архаичных обычаях, когда в некоторых общинах было принято при упоминании «языческих мест» плевать через плечо. По мнению защитников Тыкмана, в пересказе учениц этот момент был превратно интерпретирован. Обвинение основано на психолого-лингвистической экспертизе протоколов бесед с ученицами, а не слов самого Тыкмана, что эксперты считают нарушением процессуальных норм. Сами свидетельницы, по имеющимся сведениям, не были допрошены в суде.

Директор Центра изучения религий РГГУ Николай Шабуров считает, что одновременное вынесение приговора и освобождение обвиняемого от наказания позволило судебной власти «сохранить лицо», но при этом не вызвать скандал и обвинения в антисемитизме, поскольку, на его взгляд, доказательная база обвинения оказалась весьма слабой. Шабуров участвовал в религиоведческой экспертизе на одном из заседаний, где по просьбе суда давал экспертные сведения об особенностях межрелигиозных отношений в те времена, когда политкорректность еще не стала общественной нормой.

В номере от 01.06.15 «НГР» сообщали о том, что прокуратура Кировского района Екатеринбурга провела обыск в библиотеке школы «Ор Авнер», в ходе которого изъяла экземпляр иудейского священного писания – Торы (Пятикнижия Моисея). Сакральный текст намеревались проверить на экстремизм. Екатеринбургский раввин Зелиг Ашкенази (ФЕОР) рассказал «НГР», что наряду с Торой, также являющейся частью христианской Библии, правоохранители изъяли около 100 книг, большей частью иудейскую учебную литературу. Спустя некоторое время в России по предложению президента Владимира Путина были приняты законодательные поправки, запрещающие обвинения в экстремизме четырех священных писаний, в том числе Танаха, в состав которого входит Тора. Если бы священную книгу иудаизма, помимо обвинения в адрес Тыкмана, вдруг признали запрещенным материалом, это был бы скандал, сравнимый со скандалом вокруг запрета на книгу с сурами Корана, вызвавшего гнев лидера Чечни Рамзана Кадырова.

«НГР» не удалось получить комментарий по делу Семена Тыкмана в Федерации еврейских общин России, с которой ассоциирована сеть школ «Ор Авнер». Впрочем, не комментирует ФЕОР и другой казус, связанный с ее отделениями в регионах России: антисемитскую демонстрацию во время визита главного раввина по версии ФЕОР Берла Лазара в Пермь 31 января с.г. Иудейское объединение давно добивается предоставления места для строительства общинного центра в этом городе, несмотря на наличие исторической синагоги, принадлежащей, правда, другой религиозной еврейской организации.

Когда наконец-то было получено разрешение областной организации, раввина и губернатора Виктора Басаргина встретила в центре Перми небольшая группа активистов с плакатами против строительства иудейского центра. Вскоре к одной из активисток пожаловала полиция, а она в ответ подала заявление в прокуратуру с просьбой проверить действия полицейских. 8 февраля в столице края состоялась серия одиночных пикетов против передачи земельного участка еврейской общине ФЕОР. Один из пикетчиков рассказал ресурсу URA.ru: «В Интернете все чаще можно встретить обвинения в антисемитизме в адрес несогласных с выделением земли хасидам». По сведениям указанного ресурса, пермские хасиды движения ХАБАД претендуют на более чем 6 тыс. кв. м земли неподалеку от центра города. 

Организаторы протестов сообщают, что на четверг, 3 марта, ими запланирована новая серия пикетов у здания администрации области.

Обе истории вызвали громкий резонанс в России и Израиле, появились высказывания о новом антисемитском «деле Бейлиса». Как и в случае с обвинением киевского еврея Бейлиса, антисемиты некоторых регионов России уверяют, что настроены не против иудеев вообще, а исключительно против «зловредной секты» хасидов Хабада, которых ныне объединяет ФЕОР. Существуют более умеренные оценки, объясняющие происходящее с общинами ФЕОР спором хозяйствующих субъектов, а также усердием местных чиновников в борьбе с экстремизмом. Очевидно, что оба казуса – в Перми и Екатеринбурге – инициированы скорее общественниками на местах или частными лицами. И в случае с изъятиями книг Торы и последовавшим затем президентским законопроектом, и в случае акции протеста в Перми, которая прошла вскоре после того, как Владимир Путин публично пригласил евреев из «охваченной антисемитизмом» Европы переезжать на жительство в Россию – подобные скандалы ставят в двусмысленное положение руководство страны.

Подобные инциденты заставляют усомниться в эффективности абсолютного саморегулирования религиозной и национальной сферы, которое ограничено первым же стихийным проявлением ксенофобии. Не помогает ни «традиционный» характер вероисповедания, ни спорадическая благожелательность «начальства», а государственные демократические институты в этой сфере далеки от совершенства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
702
Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
672
В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

0
459
ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

0
369

Другие новости