Фото с официальной страницы Рамзана Кадырова в Instagram
В центральной мечети Грозного «Сердце Чечни» 2 февраля с.г. прошел маджлис (съезд) представителей исламского духовенства и потомков суфийских шейхов со всего Северного Кавказа. Как сообщил в своем аккаунте в Instagram глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, съезд был организован «по инициативе потомков курайшитов (арабского племени, к которому принадлежал пророк Мухаммед. – «НГР»), шейхов, устазов (лидеров суфийских орденов-тарикатов. – «НГР») и эвлия (святых. – «НГР»)… в нем принимали участие представители кадарийского и накшбандийского тарикатов из Чечни, Дагестана, Ингушетии и других субъектов» Российской Федерации. «Они заявили, что ваххабизм, под какими бы формами он ни скрывался, представляет реальную угрозу всему мусульманскому сообществу России и всей умме, – добавил глава Чечни. – С ним нужно решительно бороться, необходимо выкорчевать с корнями. Если позволить окрепнуть, ваххабисты приступят к масштабному террору, как это происходило в Чечне».
«Маджлис подчеркнул свою серьезную обеспокоенность отсутствием в отдельных регионах страны должного противодействия ваххабизму, попыткам его официально легализовать, – пишет далее Кадыров. – На встрече было также заявлено, что в Дагестане в последнее время принимаются последовательные меры по противодействию ваххабизму, прикрывающемуся терминами салафизма. Я выразил уверенность, что в Ингушетии получат должный отпор попытки псевдосалафитов легализоваться и попасть в различные советы». «Я прошу всех мусульман, в том числе и руководителей регионов, не позволять шайтанам создавать группировки, вводить в заблуждение молодежь, – цитирует слова Кадырова на съезде сайт Чеченской государственной телекомпании. – Призываю разогнать так называемых салафитов». Далее, сообщает тот же источник, глава Чеченской Республики заявил: в 90-е годы он и его соратники «поклялись на Коране, что всю жизнь, до самой смерти будем бороться с ваххабитами, и нам без разницы, в Ингушетии они, в Северной Африке, Дагестане или в Чечне».
Полные тексты резолюции грозненского съезда и выступлений на нем Кадырова и муфтия Чечни Салаха Межиева были 3 февраля опубликованы на сайте «Кавказская политика». На официальных информресурсах органов власти и муфтията Чечни подобных публикаций нет, однако аналогичные высказывания из выступления главы республики были днем позже обнародованы региональной гостелерадиокомпанией.
Главными персонифицированными объектами критики Кадырова и Межиева, утверждается в публикации «Кавказской политики» (ряд совпадающих с этим источником цитат приводится также в репортаже со съезда сайта «Кавказский узел»), стали ингушские имамы Хамзат Чумаков и Иса Цечоев. «Кавказская политика» приводит слова Кадырова в адрес Чумакова о том, что глава Чечни «был… обижен после его заявлений о том, что нельзя совершать дуа (молитву. – «НГР») у могил устазов, якобы это бессмысленно». В этой связи можно вспомнить, что 1 февраля Кадыров опубликовал в Instagram свое совместное фото с Межиевым у могилы устаза Абзт-хаджи в Аллерое, где они, по его словам, «совершили дуа, просили Всевышнего Аллаха о милости для народа Чечни». Также, как утверждает «Кавказская политика», на съезде в Грозном Межиев обвинил Цечоева в запрете на проведение мавлида (молитвенного собрания в честь пророка Мухаммеда), а Кадыров – в связи с запрещенными в России «Братьями-мусульманами», предупредив, что ингушский имам и его единомышленники не будут иметь возможности произносить проповеди в мечетях Чечни. Опровержений данных публикаций со стороны властей и муфтията Чечни, насколько известно, не поступало.
Можно предположить, что непосредственным поводом для проведения съезда в Грозном стали события, описанные 31 января в аккаунте в Instagram @alansar_ru, связанном с одноименным сайтом, позиционирующимся как официальный интернет-ресурс имамов «Ахлю Сунна» (салафитов) Ингушетии: «Впервые на национальном телевидении показали имамов Ахлю Сунна Ису Цечоева и Ису Албогачиева». В этом сообщении были приведены скриншоты телерепортажей, из которых ясно, что выступления имамов показаны в воскресный прайм-тайм. Из опубликованных в Интернете записей следует, что только Албогачиев выступал на местном телевидении более 20 минут.
Стоит добавить, что днем 2 февраля, накануне съезда в Грозном, один из оппозиционных ингушских сайтов сообщил: «В Ачхой-Мартановском районе в мечети имени Батал-хаджи Белхороева прошло собрание представителей традиционных течений Чечни и Ингушетии, в котором принимали участие Рамзан Кадыров, муфтий Ингушетии Иса Хамхоев, муфтий Чечни Салах Межиев, советник главы Чечни по религиозным вопросам Адам Шахидов, лидер баталхаджинского тариката Ибрагим Белхороев, а также имамы и другие представители официального духовенства двух регионов… На собрании выступил муфтий Ингушетии Иса Хамхоев, который заявил, что в Ингушетии сейчас ущемляют права тарикатов и призвал остановить так называемых салафито-ваххабистов любым путем. Также Хамхоев сказал, что это дело не только ингушей, но и чеченцев, которые должны принять самое активное участие в подавлении всяких течений, отличных от традиционных тарикатов».
Ингушские оппозиционные интернет-ресурсы истолковали прозвучавшие в соседней республике заявления чуть ли не как подготовку «чеченской интервенции» в соседнюю республику. Гостелерадиокомпания Чечни, в свою очередь, сообщила 5 февраля о том, что республику посетила делегация властей Ингушетии. «Сейчас конкретные люди занимаются подстрекательством, ведется работа, нацеленная рассорить глав двух братских республик и народы в целом, но этого не будет», – заявил советник Кадырова Адам Шахидов. Косвенным подтверждением координации действий властей двух республик против исламистов выглядит то, что, когда «общественники Ингушетии» обратились 9 февраля к президенту Владимиру Путину, требуя от него предпринять меры против Кадырова, пресс-секретарь главы Ингушетии Иса Мержоев заявил, что большинство указанных под обращением республиканских деятелей его не подписывали, а некоторых давно уже нет в живых.
Кадыров после съезда в Грозном продолжил публичную кампанию. 5 февраля он вместе с духовенством выступил с речью об опасности экстремизма в центральной мечети Урус-Мартана, 13 февраля – в соборной мечети Аргуна. 12 февраля глава Чечни опубликовал видео своего разговора с участниками задержанной «группы, которая, имея законспирированную сеть в Интернете, занималась одурманиванием молодежи, распространением идей ваххабизма». «Предводитель группы является врагом истинного ислама... ненавидит шейхов и устазов, – заявил Кадыров. – Это первый шаг к терроризму». На следующий день в аккаунтах салафитского сайта www.alansar.ru в соцсетях появился призыв собраться 14 февраля на молитву в мечети Насыр-корта «всем, кому не безразлична ситуация вокруг имамов Ахлю Сунна». Однако утром 14 февраля собрание было внезапно отменено «из соображений безопасности».