Бывший глава синодального отдела предложил подвергнуть аудиту и оптимизации резиденции РПЦ, включая расположенную под Геленджиком. Фото с сайта www.yuga.ru
На сайте интернет-петиций change.org на прошлой неделе начался сбор подписей под двумя петициями, обращенными к священноначалию РПЦ. Первая из них требует выборности настоятелей приходов и епископов, вторая – отчетности доходов и расходов Церкви. Автором этих инициатив стал протоиерей Всеволод Чаплин, снятый решением Священного cинода от 24 декабря 2015 года с поста председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, а затем отстраненный от должностей заместителя председателя Всемирного русского народного собора, представителя РПЦ в Межрелигиозном совете России и члена Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России. Последнее решение было обнародовано 15 января, уже после публикации на change.org первой из петиций Чаплина и его выступлений на тему церковной реформы в соцсетях и в популярных массмедиа.
Первая из идей опального клирика состоит в том, что подбирать и избирать настоятеля местной церковной общины должны ее члены и сам священник должен быть местным жителем, в крайнем случае проживающим или служащим поблизости. Так же должен избираться епархиальным собранием и епископ, кандидатура которого выдвигается из числа местного духовенства. «После избрания Синод обязан утвердить это избрание», – писал Чаплин 1 января с.г. в Facebook, оставляя Москве лишь функцию «надзирающей инстанции». Пока же, как заявил он 12 января на телеканале «Дождь», «есть бесправие архиерея перед Синодом и бесправие священника перед архиереем».
Вторая – «нужна финансовая прозрачность на всех уровнях». При этом, пояснил Чаплин при публикации черновика этой инициативы в Facebook 5 января (на change.org он разместил петицию 10 днями позже), «в приходе или монастыре прятать особо нечего… в епархиях, как правило, тоже нет смысла ничего скрывать… проблема – именно в общецерковном бюджете». Нужно, по его мнению, «обнародовать доходы и расходы», причем «люди должны знать размеры основных статей расходов: содержания центральных духовных школ и патриарших резиденций, зарплаты сотрудникам патриархии и синодальных учреждений, благотворительных пожертвований, организации патриарших визитов, международной деятельности и так далее».
Третья из инициатив, заявленная 3 января, – «избавить святейшего патриарха от принятия решений в количестве, которое не под силу ни одному человеку». С этой целью Чаплин рекомендует главе РПЦ отстраниться от непосредственного управления епархиями, кроме Московской. «Ни патриарх, ни кто-либо иной от его имени не имеет права давать указания епархиям, какие решения принимать», – пишет он. Чаплин также поднимает вопрос, который ранее задавали только завзятые критики современной РПЦ: о необходимости патриарших резиденций «чисто жилого» типа, расположенных в таких местах отдыха, как подмосковное Переделкино или черноморский Геленджик. «Сколько людей обслуживают эти объекты? Какую получают зарплату? Сколько составляют расходы на коммуналку? – спрашивает Чаплин. – Имеем право на ответ – иерархи, клир, паства. Те, кто формирует тот самый общецерковный бюджет».
При этом Чаплин заявил ведущим «Эха Москвы» во время эфира с ним: «Я остаюсь правоконсерватором. Если вы считаете, что я быстро побегу сейчас к господину Навальному, вы ошибаетесь». Многие помнят, что подобную программу автономии приходов отстаивал известный церковный оппозиционер, псковский протоиерей Павел Адельгейм. Однако менее известно, что наряду с популярным у либеральных журналистов Адельгеймом в жесткую оппозицию новому приходскому Уставу РПЦ 2009 года, передававшему высшую власть над приходом епископам, встал и настоятель храма Вознесения Господня в поселке Научный Городок (административно входит в состав Барнаула) священник Георгий Титов. Титов был активным членом возрожденного «Союза русского народа», одним из создателей и руководителей его алтайского отделения, причем «союзники» с имперскими флагами участвовали в крестных ходах, проводимых священником по Научному городку.
Этот правоконсервативный священнослужитель оказался в каком-то смысле более крепким орешком, чем Адельгейм, который после увольнения его с прихода боролся только в суде и в интернет-выступлениях. Прихожане, сохранившие верность Титову (которого задержала полиция), запирали двери в храме перед епископом, а затем ушли в то ответвление Русской православной церкви за рубежом, которая не признала объединения с Московским патриархатом (см. «НГР» от 15.09.10). Храм у них в итоге отобрали, но они построили новый, бетонно-деревянный, на личном участке Титова.
«Есть священники, которые говорят о желательности выборности священников и епископов, – сообщил Чаплин в эфире «Дождя». – В основном, к сожалению, это люди либерально настроенные, хотя есть такие и среди консерваторов. Я ищу диалога и с теми, и с другими». Ставка епархиального налога, возросшая в последние годы в условиях экономического кризиса, может сделать эту идею весьма популярной в РПЦ, особенно в провинции. Так что Чаплин может найти немало сторонников, готовых публично выступить в защиту его идей, создав общественную инициативу. «Если (интернет-петицию. – «НГР») подпишут хотя бы 20–30 действующих священнослужителей из разных мест, их уже не передушишь индивидуальными репрессиями – система этого не выдержит», – написал он 1 января. «Если это будет хотя бы, не знаю, 10 даже», – соглашался он в интервью «Дождю» на меньшую цифру. Впрочем, как отмечает пока что Чаплин, под первой из его петиций подписались пока лишь пять клириков. Причем, что интересно, один из них – минский священник Александр Шрамко, в конце прошлого года активно выступавший за увольнение Чаплина.
Эта инициатива может принять форму организации. «Я подумываю над созданием Центра церковных и общественных реформ, – сообщил Чаплин «НГР». – Какую форму это сообщество может принять – увидим, но идея такая у меня есть, над оформлением продолжаю думать».
В свою очередь, для национал-патриотов существенны иные факторы, связанные с финансами. Поскольку Чаплин на посту главы синодального отдела, по сути, курировал эту среду, через него проходило и финансирование деятельности национал-патриотов как по линии близких к Церкви бизнесменов (например, как сообщается на сайте Объединения спортивных болельщиков, тесно связанный с Всемирным русским народным собором клуб «Русский предприниматель» выступил партнером акции «Быть русским!» на городище Старой Рязани 23 августа 2014 года, где перед почти тысячей футбольных фанатов с речью выступил Чаплин), так и по линии церковных и государственных грантов. «Я координировал работу по сбору заявок на гранты», – подтвердил Чаплин «НГР». О том, что гранты из «куста» Чаплина перестали получать согласование, в среде национал-патриотов заговорили уже в октябре 2015 года. Тогда же Чаплин выступил c публичным заявлением о том, что неожиданно стал персоной нон-грата для чиновников администрации президента и Общественной палаты РФ. Если гранты, шедшие через Чаплина, будут «зарезаны», это с большой вероятностью толкнет многих национал-патриотов в оппозицию, вполне возможно, в связке с хорошо знакомым им священнослужителем. Как сообщил Чаплин «НГР», предложения от каких-то политических организаций ему пока не поступало, но «любую возможность встречаться с людьми, предлагать те или иные идеи» он «с радостью» примет.