Дирекция Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника подала иск в Арбитражный суд Ростовской области с требованием отменить решение о передаче Донской митрополии РПЦ здания атаманского дворца.
О притязаниях Русской православной церкви на исторические здания в старинной казачьей столице стало известно в октябре 2015 года, перед приездом на Дон патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Тогда Министерство имущественных и земельных отношений Ростовской области выпустило распоряжение, которое предписывает приступить к подготовке предложения о передаче части Старочеркасского музея-заповедника в собственность Донской митрополии. В нем фигурируют четыре нежилых помещения, включая дворец атаманов Ефремовых и атаманскую кухню. Здания должны быть переданы согласно Федеральному закону «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», так как, по утверждению РПЦ, семья Ефремовых в свое время отдала их для организации женского монастыря.
Как сообщила «НГР» заместитель директора музея-заповедника Ирина Чеботурова, исходя из заключения ученого совета Южного федерального университета на основании трех справок, предоставленных епархией, нельзя сделать вывод о том, что здание атаманского дворца когда-то принадлежало или было передано монастырю. По крайней мере сотрудники музея, изучавшие данный вопрос в архивах Санкт-Петербурга, не нашли подлинных документов, подтверждающих факт передачи дворца.
Как сказал в разговоре с корреспондентом «НГР» директор Государственного музея-заповедника Михаила Шолохова, внук писателя Александр Шолохов, музей должен принадлежать только государству, а его передача РПЦ превратит казачью станицу в загородную резиденцию епархии.
Старочеркасский музей-заповедник, отметивший на днях свое 45-летие, является уникальным центром российского и международного туризма, он включен в туристические справочники ЮНЕСКО. Своим появлением музейный комплекс обязан именно писателю Шолохову, который в преддверии 400-летия донского казачества просил об этом Леонида Брежнева. «Это «золотое кольцо» Дона, в развитие которого региональным правительством вложены огромные средства, – отметил Александр Шолохов. – Если иссякнет поток туристов, то древняя казачья столица станет такой же неприметной, как это было еще лет 20 назад».
В свою очередь, в РПЦ твердо уверены, что епархия имеет полное право на музейные здания в Старочеркасске. По словам пресс-секретаря главы Донской митрополии Игоря Петровского, имеющиеся документы доказывают, что семья Ефремова передала Церкви принадлежавший им дворец. Само название «атаманский дворец» было дано зданию после Октябрьской революции. До этого дом Ефремовых назывался домом игуменьи и принадлежал монастырю. В качестве доказательства им были предоставлены архивные справки от 1910 года с выдержками из исторического очерка Андрея Кириллова, согласно которым дом игуменьи, значащийся в описи имущества монастыря, и есть атаманский дворец.
Однако, как утверждает заместитель директора Старочеркасского музея-заповедника, это два совершенно разных здания, так как размеры описанного Кирилловым здания не совпадают с размерами атаманского дворца. По ее словам, дом игуменьи, находившийся при Донской церкви, не сохранился до наших дней.
Так или иначе, но группа «родовых казаков» станицы Старочеркасской уже собрала более тысячи подписей под обращением к Владимиру Путину с просьбой защитить музей от претензий Церкви. Как сказал «НГР» инициатор сбора подписей Александр Прошкин, в ближайшее время они собираются отправить послание президенту. Но сначала в Старочеркасске хотят дождаться ответа от губернатора Ростовской области Василия Голубева.
По словам председателя Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников Александра Кожина, в 2010 году Донской епархии уже было передано 12 объектов музея, включая Воскресенский войсковой собор, домовую церковь и Преображенскую ратницкую церковь. Был также передан и дом торговых казаков Жученковых, никогда не принадлежавший Церкви. «Сегодня эти объекты перестали быть музейной составляющей, став частью мужского монастыря, – говорит Александр Кожин. – Теперь очередь за зданиями, которые являются ядром экспозиции музея».
Ростов-на-Дону