Рядом с Баку построили маленькое государство аятолл. Фото с сайта www.svoboda.org
Настоящая военная операция была проведена в начале декабря азербайджанским правительством против жителей поселка Нардаран, расположенного в 25 км к северу от Баку. Начавшись с задержания участников дневного богослужения, мероприятие было продолжено блокадой населенного пункта и массовыми задержаниями подозреваемых в причастности к движению «Мусульманское единство» граждан. Помимо прочих в руки к полицейским попал харизматичный религиозный лидер Тале Багирзаде (Талех Багиров).
Несмотря на попытки азербайджанских властей и СМИ выдать происходящее в Нардаране за борьбу с терроризмом и религиозным экстремизмом в контексте международных мероприятий против «Исламского государства» (признанного экстремистским и запрещенного в России), очевидно, что здесь ситуация принципиально иная. Если «Исламское государство», «Джабхат ан-Нусра» (признанная экстремистской и запрещенная в России группировка), северокавказское бандподполье, как и авторы большинства современных террористических актов, массовых казней и притеснений иноверцев, – приверженцы ислама салафитского, радикального суннитского толка, то жители Нардарана – шииты, представители иного, в значительной степени противостоящего вышеназванному, мусульманского течения. Более того, их существование – не следствие занесенной в лихие 90-е экстремистской заразы, а олицетворение столь любимого на постсоветском пространстве термина «традиционный ислам». Именно ислам шиитского толка исповедует большинство – от 60 до 70% населения Азербайджана – еще со Средневековья. Коренное отличие нардаранцев от других азербайджанцев только в том, что они строго выполняют религиозные предписания – совершают молитвы, держат посты, платят два вида милостыни – закят и хумс (часто до 20% доходов), держат траур в течение месяца Мухаррам и особенно в день Ашура. Они не употребляют спиртного, а их женщины носят хиджаб. В своей религиозной практике шииты Нардарана ориентируются не на Управление мусульман Кавказа, давно уже по факту никого, кроме шейх уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде не представляющее, а на духовных авторитетов Ирана – в основном аятолл Хаменеи и Ширази, а также на иракского аятоллу Систани. Как отмечал в интервью «Голосу Америки» упомянутый выше Тале Багирзаде, «сегодня народ не верит ни Госкомитету по работе с религиозными структурами, ни Управлению мусульман Кавказа. Ибо они проводники государственной политики и никогда не защищают правду». Именно «правды» – в их, разумеется, понимании – хотят добиться религиозно ориентированные жители восставшего поселка.
Что касается непосредственного лидера нардаранцев Тале Багирзаде, то он также учился в центре иранского богословия, городе Куме, после чего продолжил религиозное образование в иракском Наджафе. Теолог неоднократно попадал в поле зрения азербайджанских полицейских и сотрудников спецслужб. Он уже сидел в тюрьме на протяжении двух лет за участие в митинге «Нет запрету на хиджаб!» в 2011 году. В 2013-м богослов вновь попал в заключение – на этот раз по обвинению в хранении наркотиков. Сам он и его сторонники настаивают на том, что обвинение было полностью сфабриковано. Не так давно, 3 ноября, Багирзаде, по утверждениям СМИ, был избит в ясамальском отделе полиции Баку.
Еще находясь в тюрьме, в январе с.г. Тале Багирзаде был избран лидером учрежденного тогда движения «Мусульманское единство». Целью объединения стала защита национальных духовных ценностей на основе исламской и прежде всего традиционной для Азербайджана шиитской идеологии. Спустя несколько месяцев движение было признано экстремистским и стремящимся к изменению конституционного строя Азербайджана. Сам Багирзаде никогда подобного за собой и за своими сторонниками не признавал, подчеркивая, что занимается религиозной и правозащитной деятельностью. Тем не менее он не скрывал своего негативного отношения к правительству Ильхама Алиева. Выйдя в июле с.г. в очередной раз из тюрьмы, теолог назвал республику «большой тюрьмой», имея в виду плачевную ситуацию с правами человека и, в частности, религиозными свободами. Багирзаде также является сторонником введения шариатских правовых норм в азербайджанское законодательство, однако свою причастность к попытке вооруженного свержения правительства богослов не подтверждает.
Азербайджанские официальные СМИ немедленно обвинили в провоцировании напряженности в Нардаране Иран. Тем более что иранская сторона в некотором смысле не осталась в стороне от противостояния. Так, предстоятель пятничной молитвы в городе Астара Казем Хафез Ниа публично заявил о том, что шииты Азербайджана не находятся в безопасности. Он отметил, что азербайджанские правоохранительные органы должны понести ответственность за жестокое обращение с верующими и гибель шестерых из них. Столь же жесткой была реакция депутата Меджлиса Ирана Ибрагима Неку, который в ходе специальной пресс-конференции потребовал от официального Баку немедленного прекращения «репрессий» и привлечения к ответственности виновных в их проведении лиц. Более того, по мнению депутата, Исламская Республика Иран, в свою очередь, не может оставаться равнодушной к происходящим в Азербайджане событиям. Аятолла Шабестари, представитель верховного лидера ИРИ в провинции Восточный Атрапатакан, прямо назвал события в Нардаране восстанием и пообещал изменение отношения Ирана к Азербайджану, если республика не прекратит репрессивные меры по отношению к верующим. Понятно, что сами столкнувшиеся с силовыми действиями правоохранительных органов также не могут не посматривать в сторону Ирана. При этом влияние Исламской Республики ее представители отрицают. Тот же аятолла Шабестари подчеркнул, что «революционное» движение на территории поселка – стихийное, спровоцированное самим правительством Азербайджана.
Есть и еще один очень важный, чисто религиозный момент, который, возможно, придал дополнительный импульс сопротивлению нардаранских шиитов властям и скорее всего не раз сыграет злую шутку с правительством Ильхама Алиева в будущем. Дело в том, что столкновения верующих с полицией в поселке совпали с важнейшей для шиитов датой – арбаином, окончанием 40-дневного траура с даты мученической гибели Имама Хусейна. Стоит напомнить, что последний для каждого шиита – олицетворение борьбы против угнетателей и узурпаторов. Имам Хусейн, внук пророка Мухаммеда, с группой из 70 сторонников выступил против халифа Язида и мученически погиб в бою с многократно численно превосходившей его отряд армией правителя. Арбаин отмечался в этом году 27 ноября. Нетрудно понять, в каком контексте рисовались жителям поселка Нардаран столкновения с правоохранительными органами. Очевидно также, кто, по их мнению, играет роль современного Язида. Таким образом, то ли ввиду недостатка религиозных знаний и образования, то ли из-за действительно имевшейся необходимости проводить операцию именно в конце ноября администрация Алиева перевела противостояние с шиитами из бытовой плоскости в сакральную сферу. Туда, где в отличие от верующих жителей Нардарана она абсолютно бессильна. Теперь у локального конфликта имеются все шансы превратиться для всех азербайджанских шиитов во «вторую Ашуру» – очередной пример мученичества во имя борьбы с угнетением.
Недостаточное внимание было уделено как азербайджанским руководством, так и описывающими инцидент в поселке СМИ и национальному вопросу. Между тем значительная часть поселка считает себя не азербайджанцами, а иранцами. А организация «Фронт освобождения Ширвана» выпустила заявление, в котором назвала восставших нардаранцев «парсийцами» (татами, даглинцами) и призвала их к продолжению борьбы против официальных властей уже под национальным флагом. Не стоит забывать, что в Азербайджане проживают не только тюрки и уже упомянутые таты, но также ираноязычные талыши, уже создававшие в начале 90-х годов собственную автономию, а также лезгины, в среде которых традиционно сильны сепаратистские настроения. Все эти национальные группы регулярно жалуются на притеснения и угнетения со стороны азербайджанцев вообще и официального Баку в частности. Нардаранские события вполне могут стать стимулом подъема борьбы нацменьшинств Азербайджана за самоопределение.
Кроме того, серьезной проблемой для страны остается отток салафитской части молодежи в «Исламское государство». Давление на шиитов, с одной стороны, приведет к усилению суннитского и – конкретно – салафитского религиозного меньшинства Азербайджана, а с другой – сопротивление нардаранцев может быть воспринято суннитскими радикалами как вполне позитивный пример, который можно и нужно повторить.
Спецназ МВД республики с бронетехникой и даже при поддержке флота все же одержал военную победу над сторонниками шариата. Однако возможно повторение указанных событий в дальнейшем – не только в Нардаране, но и по всей стране. Первые выступления прокатились по ней уже на днях. Протестующие против полицейской операции в Нардаране собрались, к примеру, в количестве 100 человек около Управления полиции Лянкяранского района. Учитывая множество застарелых социальных, национальных и религиозных проблем в Азербайджане, представляется, что напряженность на его территории возобновится уже вскоре – и еще не раз.