0
10902
Газета События Интернет-версия

16.12.2015 00:01:00

Шииты против Азербайджана

Антон Евстратов

Об авторе: Антон Геннадьевич Евстратов – политолог.

Тэги: шииты, нардаран, азербайджан, иран, аятолла, шариат


шииты, нардаран, азербайджан, иран, аятолла, шариат Рядом с Баку построили маленькое государство аятолл. Фото с сайта www.svoboda.org

Настоящая военная операция была проведена в начале декабря азербайджанским правительством против жителей поселка Нардаран, расположенного в 25 км к северу от Баку. Начавшись с задержания участников дневного богослужения, мероприятие было продолжено блокадой населенного пункта и массовыми задержаниями подозреваемых в причастности к движению «Мусульманское единство» граждан. Помимо прочих в руки к полицейским попал харизматичный религиозный лидер Тале Багирзаде (Талех Багиров).

Несмотря на попытки азербайджанских властей и СМИ выдать происходящее в Нардаране за борьбу с терроризмом и религиозным экстремизмом в контексте международных мероприятий против «Исламского государства» (признанного экстремистским и запрещенного в России), очевидно, что здесь ситуация принципиально иная. Если «Исламское государство», «Джабхат ан-Нусра» (признанная экстремистской и запрещенная в России группировка), северокавказское бандподполье, как и авторы большинства современных террористических актов, массовых казней и притеснений иноверцев, – приверженцы ислама салафитского, радикального суннитского толка, то жители Нардарана – шииты, представители иного, в значительной степени противостоящего вышеназванному, мусульманского течения. Более того, их существование – не следствие занесенной в лихие 90-е экстремистской заразы, а олицетворение столь любимого на постсоветском пространстве термина «традиционный ислам». Именно ислам шиитского толка исповедует большинство – от 60 до 70% населения Азербайджана – еще со Средневековья. Коренное отличие нардаранцев от других азербайджанцев только в том, что они строго выполняют религиозные предписания – совершают молитвы, держат посты, платят два вида милостыни – закят и хумс (часто до 20% доходов), держат траур в течение месяца Мухаррам и особенно в день Ашура. Они не употребляют спиртного, а их женщины носят хиджаб. В своей религиозной практике шииты Нардарана ориентируются не на Управление мусульман Кавказа, давно уже по факту никого, кроме шейх уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде не представляющее, а на духовных авторитетов Ирана – в основном аятолл Хаменеи и Ширази, а также на иракского аятоллу Систани. Как отмечал в интервью «Голосу Америки» упомянутый выше Тале Багирзаде, «сегодня народ не верит ни Госкомитету по работе с религиозными структурами, ни Управлению мусульман Кавказа. Ибо они проводники государственной политики и никогда не защищают правду». Именно «правды» – в их, разумеется, понимании – хотят добиться религиозно ориентированные жители восставшего поселка.

Что касается непосредственного лидера нардаранцев Тале Багирзаде, то он также учился в центре иранского богословия, городе Куме, после чего продолжил религиозное образование в иракском Наджафе. Теолог неоднократно попадал в поле зрения азербайджанских полицейских и сотрудников спецслужб. Он уже сидел в тюрьме на протяжении двух лет за участие в митинге «Нет запрету на хиджаб!» в 2011 году. В 2013-м богослов вновь попал в заключение – на этот раз по обвинению в хранении наркотиков. Сам он и его сторонники настаивают на том, что обвинение было полностью сфабриковано. Не так давно, 3 ноября, Багирзаде, по утверждениям СМИ, был избит в ясамальском отделе полиции Баку.

Еще находясь в тюрьме, в январе с.г. Тале Багирзаде был избран лидером учрежденного тогда движения «Мусульманское единство». Целью объединения стала защита национальных духовных ценностей на основе исламской и прежде всего традиционной для Азербайджана шиитской идеологии. Спустя несколько месяцев движение было признано экстремистским и стремящимся к изменению конституционного строя Азербайджана. Сам Багирзаде никогда подобного за собой и за своими сторонниками не признавал, подчеркивая, что занимается религиозной и правозащитной деятельностью. Тем не менее он не скрывал своего негативного отношения к правительству Ильхама Алиева. Выйдя в июле с.г. в очередной раз из тюрьмы, теолог назвал республику «большой тюрьмой», имея в виду плачевную ситуацию с правами человека и, в частности, религиозными свободами. Багирзаде также является сторонником введения шариатских правовых норм в азербайджанское законодательство, однако свою причастность к попытке вооруженного свержения правительства богослов не подтверждает.

Азербайджанские официальные СМИ немедленно обвинили в провоцировании напряженности в Нардаране Иран. Тем более что иранская сторона в некотором смысле не осталась в стороне от противостояния. Так, предстоятель пятничной молитвы в городе Астара Казем Хафез Ниа публично заявил о том, что шииты Азербайджана не находятся в безопасности. Он отметил, что азербайджанские правоохранительные органы должны понести ответственность за жестокое обращение с верующими и гибель шестерых из них. Столь же жесткой была реакция депутата Меджлиса Ирана Ибрагима Неку, который в ходе специальной пресс-конференции потребовал от официального Баку немедленного прекращения «репрессий» и привлечения к ответственности виновных в их проведении лиц. Более того, по мнению депутата, Исламская Республика Иран, в свою очередь, не может оставаться равнодушной к происходящим в Азербайджане событиям. Аятолла Шабестари, представитель верховного лидера ИРИ в провинции Восточный Атрапатакан, прямо назвал события в Нардаране восстанием и пообещал изменение отношения Ирана к Азербайджану, если республика не прекратит репрессивные меры по отношению к верующим. Понятно, что сами столкнувшиеся с силовыми действиями правоохранительных органов также не могут не посматривать в сторону Ирана. При этом влияние Исламской Республики ее представители отрицают. Тот же аятолла Шабестари подчеркнул, что «революционное» движение на территории поселка – стихийное, спровоцированное самим правительством Азербайджана.

Есть и еще один очень важный, чисто религиозный момент, который, возможно, придал дополнительный импульс сопротивлению нардаранских шиитов властям и скорее всего не раз сыграет злую шутку с правительством Ильхама Алиева в будущем. Дело в том, что столкновения верующих с полицией в поселке совпали с важнейшей для шиитов датой – арбаином, окончанием 40-дневного траура с даты мученической гибели Имама Хусейна. Стоит напомнить, что последний для каждого шиита – олицетворение борьбы против угнетателей и узурпаторов. Имам Хусейн, внук пророка Мухаммеда, с группой из 70 сторонников выступил против халифа Язида и мученически погиб в бою с многократно численно превосходившей его отряд армией правителя. Арбаин отмечался в этом году 27 ноября. Нетрудно понять, в каком контексте рисовались жителям поселка Нардаран столкновения с правоохранительными органами. Очевидно также, кто, по их мнению, играет роль современного Язида. Таким образом, то ли ввиду недостатка религиозных знаний и образования, то ли из-за действительно имевшейся необходимости проводить операцию именно в конце ноября администрация Алиева перевела противостояние с шиитами из бытовой плоскости в сакральную сферу. Туда, где в отличие от верующих жителей Нардарана она абсолютно бессильна. Теперь у локального конфликта имеются все шансы превратиться для всех азербайджанских шиитов во «вторую Ашуру» – очередной пример мученичества во имя борьбы с угнетением.

Недостаточное внимание было уделено как азербайджанским руководством, так и описывающими инцидент в поселке СМИ и национальному вопросу. Между тем значительная часть поселка считает себя не азербайджанцами, а иранцами. А организация «Фронт освобождения Ширвана» выпустила заявление, в котором назвала восставших нардаранцев «парсийцами» (татами, даглинцами) и призвала их к продолжению борьбы против официальных властей уже под национальным флагом. Не стоит забывать, что в Азербайджане проживают не только тюрки и уже упомянутые таты, но также ираноязычные талыши, уже создававшие в начале 90-х годов собственную автономию, а также лезгины, в среде которых традиционно сильны сепаратистские настроения. Все эти национальные группы регулярно жалуются на притеснения и угнетения со стороны азербайджанцев вообще и официального Баку в частности. Нардаранские события вполне могут стать стимулом подъема борьбы нацменьшинств Азербайджана за самоопределение.

Кроме того, серьезной проблемой для страны остается отток салафитской части молодежи в «Исламское государство». Давление на шиитов, с одной стороны, приведет к усилению суннитского и – конкретно – салафитского религиозного меньшинства Азербайджана, а с другой – сопротивление нардаранцев может быть воспринято суннитскими радикалами как вполне позитивный пример, который можно и нужно повторить.

Спецназ МВД республики с бронетехникой и даже при поддержке флота все же одержал военную победу над сторонниками шариата. Однако возможно повторение указанных событий в дальнейшем – не только в Нардаране, но и по всей стране. Первые выступления прокатились по ней уже на днях. Протестующие против полицейской операции в Нардаране собрались, к примеру, в количестве 100 человек около Управления полиции Лянкяранского района. Учитывая множество застарелых социальных, национальных и религиозных проблем в Азербайджане, представляется, что напряженность на его территории возобновится уже вскоре – и еще не раз.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
1030
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1274
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1164
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1151

Другие новости