Мэру Киева Виталию Кличко приходится учитывать мнение «миллионов бабушек с крестами». Фото с сайта www.klichko.org
Городские власти Киева приняли к рассмотрению электронную петицию «О переводе Киево-Печерской лавры из Московского в Киевский патриархат», размещенную 7 декабря с.г. на сайте Киевской городской рады и собравшей в течение четырех дней более 10 тыс. подписей, необходимых для рассмотрения обращения. По сообщению пресс-службы мэра Киева Виталия Кличко, 11 декабря «городской голова поручил комиссии по местному самоуправлению рассмотреть петицию о Киево-Печерской лавре».
Требование смены церковной юрисдикции мотивируется «антиукраинской позицией большинства священников УПЦ Московского патриархата и лично настоятеля УПЦ Московского патриархата Онуфрия». «Думаю, что это является одним из видов реакции на позицию Церкви Московского патриархата в отношении текущих политических событий», – прокомментировал появление петиции 9 декабря украинскому интернет-изданию «Обозреватель» председатель Информационного управления Киевского патриархата архиепископ Черниговский Евстратий (Зоря). «Насколько реально выполнить то, о чем там идет речь? – добавил он. – Я имею большие сомнения, потому что в нынешних условиях вряд ли городская или государственная власть будут готовы идти на конфликт с Церковью Московского патриархата».
Днем позже руководитель департамента по делам религий и национальностей при Министерстве культуры Украины Андрей Юраш заявил сайту «Газета»: «Если даже теоретически кто-то попытается изменить принадлежность Киево-Печерской лавры, это вызовет международный скандал, который использует Россия». Если Юраш предположил, что соседняя страна «может ввести в столицу (Украины. – «НГР») свои войска, чтобы защитить верующих своей Церкви», то политик Тарас Чорновил, сын знаменитого основателя «Руха» и сам видный представитель оппозиции, написал в колонке на сайте того же электронного издания: «Россия… использует для этого бабушек с крестами. Сейчас их по Киеву ходит три десятка, а потом поднимется три миллиона».
«Законодательство не предусматривает того, что религиозная организация может накладывать вето на другую организацию», – подчеркнул Юраш. Да и рассмотрение вопроса по поводу принадлежности лавры – не в юрисдикции Киеврады. Однако «петиция – весомый общественный факт, к которому надо прислушаться, понимать его, осознавать», – считает глава департамента по делам религий и национальностей. С ним согласен и Зоря: «Я рассматриваю эту петицию как общественную инициативу и реакцию».
Методы ее реализации могут быть и другими, не столь радикальными, как директивная смена юрисдикции. «В частности, на территории лавры есть храмы, которые до сих пор используются как музейные объекты, – говорит официальный спикер Киевского патриархата. – Если бы было желание со стороны государства, то один из таких храмов мог бы быть передан для совершения богослужений Украинской церкви (то есть Киевскому патриархату. – «НГР»). Очевидно, верующие хотели бы этого». Советник министра информационной политики Украины Александр Бригинец заявил 10 декабря «Обозревателю»: «Есть решение Киевского горсовета о том, чтобы передать один из храмов лавры Киевскому патриархату, но оно так и не было выполнено. Сегодня хотелось бы увидеть настойчивость и в этом вопросе». Он также предложил иные варианты: «Сегодня можно говорить либо об отмене решений о передаче лавры в управление Министерству культуры, и тогда этот вопрос будет решать киевская власть, либо требовать от самого министерства прекращения использования Киево-Печерской лавры Московским патриархатом, либо провести референдум, на котором киевляне высказались бы о том, какому из патриархатов должна принадлежать лавра».
Примечательно, что Бригинец упомянул возможность разрешения ситуации волеизъявлением самих монахов, но счел его непривлекательным: «Собрание религиозной общины Киево-Печерской лавры должно принять решение о переходе от одной конфессии к другой. Это самый простой способ. Но тут есть своя проблема. Могут собраться две религиозные общины. Одна примет одно решение, вторая – другое. Возникнет конфликт общин… Поди разбери, какое из них (решений общин. – «НГР») правильное». На эту оценку могли повлиять и упомянутые выше опасения массовых протестов верующих Московского патриархата.
Напомним, что на возглавленный митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием (Березовским) крестный ход в День крещения Руси в июле с.г. вышли до 30 тыс. человек, что было гораздо больше, чем на аналогичном шествии Киевского патриархата. «Огромное количество людей, которые ежедневно посещают Киево-Печерскую лавру, с болью воспринимают новости о том, что кто-то хочет забрать эту святыню у единственной на данный момент канонической Православной церкви в стране», – отметил 9 декабря председатель Синодального информационного отдела УПЦ МП епископ Климент (Вечеря). «Те, кто требует отдать Киево-Печерскую лавру раскольникам, пытаются ввергнуть нашу Украину в междоусобные войны», – заявил двумя днями позже наместник Почаевского монастыря (Тернопольская область) митрополит Владимир (Мороз). 11 декабря на сайте Киеврады была создана электронная петиция «О сохранении Киево-Печерской лавры в распоряжении канонической Украинской православной церкви», буквально за сутки также собравшая 10 тыс. голосов.
Нельзя не отметить усиление в последнее время интереса к лавре и со стороны националистов на фоне спада волны захвата храмов в западных областях Украины. После инцидента 25 сентября с.г. в Катериновке (Тернопольская область) споры вокруг принадлежности храмов вызвали общественный резонанс как в самой Украине, так и за рубежом. В статье, посвященной событиям в Катериновке, вышедшей 1 октября на Укринформе, есть такая цитата: «Мы сняли осаду лавры в 1992 году. Мы не взяли лавру в 2014 году во время майдана, поскольку нас попросил об этом Филарет (Денисенко, глава Киевского патриархата. – «НГР»). Третьего промаха быть не должно, – говорит один из частых посетителей эфиров, – мы отдали Тернопольщину, фактически весь Почаев кликушам и устроили там кусок Москвы, этого нельзя повторить в столице». Кампания по смене юрисдикций культовых зданий Московского патриархата вновь вернулась в свою исходную точку, откуда была запущена в феврале 2014 года, – в Киев.