Тему расправы над царской семьей можно использовать в политической кампании-2016. Фото PhotoXPress.ru
На прошлой неделе завершились два московских мероприятия, стартовавших в начала ноября, – интернет-голосование о переименовании станций (уже существующей метрополитена и строящейся железнодорожной) «Войковская» и интерактивная выставка в Манеже «Моя история. 1914–1945 годы. От великих потрясений к Великой Победе». При абсолютно разном характере эти два явления в жизни столицы перекликались идеологически столь выразительно, что приходится предполагать некое единство их целей и замысла.
В голосовании о переименовании станций под общим названием «Войковская», открытом 2 ноября на интернет-сервисе мэрии «Активный гражданин», приняли участие 304 тыс. человек, или около 25% зарегистрированных в сервисе пользователей. Поддержали идею о смене названия станций 34,65% респондентов, 53,10% высказались против.
Стоит отметить, что пропорции голосования не менялись с 10 ноября. «Интересно отметить резкий скачок активности в голосовании по «Войковским» в ночь на 9 ноября, – отмечается в публикации на «Активном гражданине». – Наиболее вероятным фактором, вызвавшим кратковременный троекратный рост активности, стал вышедший 8 ноября на телеканале «Россия 1» в программе «Вести недели с Дмитрием Киселевым» восьмиминутный сюжет о личности Петра Войкова и его роли в послереволюционных событиях, который, несомненно, сформировал определенное мнение у зрителей одного из главных каналов страны. Именно в этот промежуток в отличие от генерального тренда изменился и характер ответов: голосов, отданных за переименование станции, получено почти в два раза больше (3272 – за переименование и 1799 – против)». Комментарии Киселева, сопровождавшие сюжет под названием «Памяти террориста», рассчитаны на эмоциональную реакцию: «Войков в 1918 году… убил государя Николая II и его семью, включая малых детей, для верности потом они невинных жертв прокалывали штыками… Наутро Петр Войков снял с убиенных украшения, раздел тела и стал резать императора на куски, потом и остальных. Еще человеческие обрубки – части рук, ног, туловищ и головы – Войков поливал концентрированной серной кислотой, растворял в ней царскую плоть, дабы обезобразить до неузнаваемости». Рассказ ведущего сопровождался кадрами художественного фильма 1992 года «Искупительная жертва». Но пропорции в ходе голосования, по поводу которых Киселев посетовал, ему удалось изменить лишь ненадолго и незначительно.
Эстафету гостелевидения подхватили активисты православных организаций. Их аргументация также сводилась к педалированию личного участия Петра Войкова в убийстве царской семьи – о чем, строго говоря, нет никаких документальных свидетельств или даже воспоминаний участников. Единственным источником на сей счет является книга советника советского посольства в Париже Григория Беседовского, после получения в 1929 году политического убежища во Франции опубликовавшего двухтомную книгу «На путях к термидору», в которой содержатся якобы имевшие место разговоры автора с целым рядом советских деятелей высшего звена. «Войков присутствовал при казни… чтобы… лично убедиться в смерти всех жертв, – пересказал 9 ноября слова Беседовского на сайте «Православный взгляд» лидер движения «Божья воля» Дмитрий Цорионов (Энтео). – После убийства по его приказу трупы были завернуты в сукно, вывезены на грузовике в лес, расчленены мясницкими топорами, облиты бензином и сожжены, а их останки уничтожены концентрированной серной кислотой. В качестве вознаграждения за проделанную работу Войков взял себе перстень с большим рубином, который срезал с пальца императрицы Александры».
С 14 ноября ссылки на интернет-голосование с призывом «агитировать в храмах, на улице» против названия станции в честь «маньяка-детоубийцы» Войкова начали появляться в группах в соцсетях движения «Сорок сороков». Там же пошел сбор денег «на наглядную агитацию (видимо, речь о листовках, макеты выложены в группе. – «НГР») и оплату мобильного Интернета волонтеров, которые будут собирать электронные подписи на улицах Москвы». Несмотря на звучавшие в соцсетях призывы «остановить убийц и их соучастников» и заявления, что в случае поражения в голосовании придется ждать «возврата красного террора», результаты их работы также оказались не слишком впечатляющими.
Подключились к кампании и националисты. «Кто против переименования «Войковской», кто прямо или косвенно оправдывает зверское убийство Николая II с супругой и пятью детьми, – конкретно вы – убийца», – написал 5 ноября в своем аккаунте в Facebook Александр Жучковский, член Национально-демократической партии и один из основных сборщиков снаряжения для ополчения Донбасса. «Можно и нужно смотреть Дмитрия Киселева, – отметил он 9 ноября. – Отличный репортаж «Имени террориста» про Войкова, цареубийство и методы большевиков. Киселев прямо их называет террористами («терроризм как метод практиковал именно Ленин»). При этом осторожно, но уже ставит вопрос о целесообразности существования тысяч памятников Ленину в России. Внушает оптимизм такой сюжет и такие характеристики от главного государственного пропагандиста». А подпись коллеги Жучковского по той же партии и члена ее ЦК Матвея Цзена, ранее в качестве адвоката защищавшего лидера неонацистской организации «Реструкт» Максима Марцинкевича (Тесака), завершает перечень подписантов открытого обращения к мэру Сергею Собянину «Активная роль Войкова в детоубийстве несомненна», опубликованного 17 ноября на сайте Православие.ру.
Тема судьбы последнего русского самодержца и прихода к власти большевиков поднимается и на выставке «Моя история. 1914–1945 годы. От великих потрясений к Великой Победе», прошедшей в Манеже с 4 по 22 ноября. Напротив портретов Николая II и его семьи – интерактивный стенд, где галерею представителей Белого движения с надписью «Умрем за Родину. Отечество или смерть» сменяют лидеры большевиков со слоганом «Да здравствует мировая революция! Мир хижинам, война дворцам». За стендом следует длинный коридор, посвященный памяти новомучеников, из которых для иллюстрации заявленного им тезиса «Грех требует искупления и покаяния, а для искупления… в жертву всегда избираются лучшие» организаторы выставки избрали протоиерея Иоанна Восторгова. Этот деятель более всего известен как один из лидеров «Союза русского народа». Иначе говоря, без апелляции к националистам, на этот раз дореволюционным, не обошлось и тут.
К чему официозу потребовалось обращаться к риторике, характерной для начала 1990-х годов с их категоричным обличением советского прошлого? На шествии «Мы едины», организованном 4 ноября на Тверской улице Общественной палатой РФ и Федеральным агентством по делам национальностей, внимание автора этой статьи привлек некий деятель, вещавший с огромных экранов о том, что Россия «уже 25 лет как живет в обстановке леворадикальной угрозы». Через год выборы в Госдуму, которые пройдут на фоне ухудшающейся экономической ситуации. Безусловно, ее попытается использовать в свою пользу КПРФ, для власти такой спарринг-партнер тоже привычен, а потому – удобен. Надо лишь загодя расчехлить пропагандистский арсенал запугивания «красным реваншем». Антибольшевизм с националистическим душком здесь вполне кстати.