На конференции ОБСЕ сошлись в дискуссии стороны разных конфликтов. Фото автора
На минувшей неделе в Варшаве проходило совещание по рассмотрению выполнения обязательств в области человеческого измерения ОБСЕ, ежегодно проводимое Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ. Среди основных тем практически двухнедельного мероприятия значились нарушения прав религиозных и национальных меньшинств как в Евросоюзе, так и за его пределами.
Кулуары конференции напоминали обстановку холодной войны. Прямо перед входом в отель, где проходило совещание, украинские активисты проводили пикеты против «российской агрессии в Крыму и Донбассе». Их единомышленники из различных НКО каждое утро разворачивали в коридорах рядом с залами заседаний целые экспозиции из красочно отпечатанных плакатов и изданий. Одна из крупноформатных брошюр была красноречиво озаглавлена «Выживание в аду», «дьяволами» в котором, очевидно, выступали воюющие среди ополченцев ДНР и ЛНР единичные буряты и чеченцы. Украинская сторона давно и охотно использует этот довод: например, греко-католические военные капелланы в батальонах запрещенного в России «Правого сектора» заявляют, что «азиатская орда с востока пришла уничтожить Украину».
Еще одной горячей темой стали права человека в Крыму, что в выступлениях представителей украинских НКО почему-то сводилось исключительно к правам крымских татар и местных сторонников майдана. Арест нескольких крымчан из этой категории, закрытие медресе и проверки силовиками культовых зданий на наличие запрещенной литературы, по мнению представителя центра гражданского просвещения «Альменда», действовавшего с 2011 года в Ялте, а в 2014 году перебравшегося в Киев, «создают условия для дискриминации исламских и других религиозных групп». В ответном слове представитель России отметил то, что указанные уголовные дела носят рядовой характер, а привлекаемое к ним внимание представляет собой вмешательство в дела страны. Гораздо эмоциональнее был вице-премьер Республики Крым Дмитрий Полонский, заявивший, что отчет миссии ОБСЕ по оценке положения в области прав человека в Крыму представляет собой «120 страниц абсолютнейшей лжи». После этого крымского чиновника облил кофе из стаканчика украинец, проходивший мимо него в кулуарах конференции. Полонский обвинил в этом посла Украины в Польше Андрея Дещицу, а тот – учащихся в Варшаве украинских студентов, каким-то образом проникших на совещание, пропуск на которое осуществлялся по именным спискам. Вообще члены российской делегации жаловались на поведение украинских коллег, которые, например, перекрикивали их выступления или в ходе докладов россиян, заранее расположившись рядом с кафедрой, начинали громкий разговор, мешая докладчику.
Все это выглядело своеобразной разминкой перед обсуждением вопроса о захвате культовых зданий Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), актуализированных как раз перед совещанием событиями в Катериновке. Тему задал журналист из России Владислав Мальцев, рассказав о наборе методов украинских националистов: диффамация в СМИ, представляющая УПЦ МП «пятой колонной» и укрывателем вооруженных «сепаратистов», давление со стороны СБУ, вынудившее более десятка священнослужителей бежать из страны, силовые захваты храмов с участием боевиков «Правого сектора» и «Свободы», поощряемых клириками Киевского патриархата, многократные обстрелы украинской армией культовых зданий в Донбассе. Представитель Украины охарактеризовал эти заявления как происки спецслужб, а затем в заочную полемику вступили секретарь Отдела внешних церковных связей УПЦ МП протоиерей Николай Данилевич и глава Информационного управления Киевского патриархата епископ Евстратий (Зоря). По словам Данилевича, «по сути, речь идет о рейдерских захватах наших храмов со стороны сторонников Киевского патриархата, которые используют политические силы, местных депутатов, такие радикальные организации, как «Свобода» и «Правый сектор», а также подразделение МВД батальон «Тернополь», по состоянию на сегодняшний день в УПЦ зафиксировано 28 захваченных храмов, еще 6 под угрозой захвата и 2 опечатаны». В свою очередь, Зоря заявил, что указанные случаи являются следствием согласия УПЦ МП на предложенную ранее Киевским патриархатом «схему реального решения проблемы» на местах по принципу выбора юрисдикционной принадлежности большинством голосов общины храма. Однако оппоненты Зори считают, что эта процедура оказывается непрозрачной, так как документально фиксированного членства в украинских приходах нет, и права на храмовое здание становятся предметом манипуляций, аналогичных тем, что сейчас происходят на Западной Украине, когда вопрос решается простым голосованием жителей села или распоряжением районной администрации, которое затем подкрепляется силовым ресурсом националистов.
Варшава–Москва