Митрополит Макарий (Малетич) вывел УАПЦ из полусонного состояния. Фото с сайта www.pravoslavnews.com.ua
Начало осени должно было стать знаковым для церковной жизни Украины. Именно 14 сентября с.г. (день церковного новолетия), согласно итоговому решению совместного заседания комиссий Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) и Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) для ведения диалога друг с другом, было определено временем созыва Объединительного собора двух конфессий. Но не успели еще высохнуть чернила в подписях под договоренностью, как обе стороны стали обвинять друг друга в срыве подготовки Собора. И тут возникает вопрос: если в ближайшем будущем объединения не будет, то что ждет УПЦ КП и УАПЦ? И если с Киевским патриархатом более-менее понятно (Церковь довольно неплохо себя чувствует, имея из-за своей позиции в условиях противостояния с Россией поддержку патриотически настроенных граждан Украины, власти и даже немалой части клириков УПЦ Московского патриархата), то с «автокефалами» не все так однозначно.
Конечно, можно сказать, что будущему УАПЦ, имеющей более 1100 приходов (а это больше, чем в автокефальных православных Церквах Албании, Польши, Иерусалима, Чешских земель и Словакии, вместе взятых), ничто не угрожает. Но в Украине функционируют УПЦ МП, имеющая более 12 700 приходов, и УПЦ КП с более чем 4600 приходами, и на их фоне УАПЦ выглядит маленькой Церковью. Кроме того, в основном приходы УАПЦ сосредоточены в Галичине, некоторые епархии не имеют епископов, до недавнего времени отдельные общины и даже целые епархии время от времени переходили в УПЦ КП, а у нового предстоятеля УАПЦ митрополита Макария (Малетича) уже нашлись критики внутри Церкви.
Религиоведы выделяют три варианта будущего УАПЦ. Первый из них: активное развитие. Последние полгода, когда у руля УАПЦ сначала как местоблюститель, а теперь и как полноправный предстоятель стал митрополит Макарий, Церковь из полусонного состояния перешла в более активную фазу. За это время после нескольких лет перерыва успел по-новому загореться и угаснуть диалог об объединении с УПЦ КП; в Закарпатье специально под перешедшего из УПЦ МП архимандрита Виктора (Бедя) была создана Карпатская епархия; из той же УПЦ МП недавно перешел Свято-Николаевский епархиальный монастырь в Чинадиево (хотя в самой УПЦ МП опровергают эту информацию); клирики УАПЦ более активно начали «светиться» в зоне проведения АТО на востоке Украины и в деле собирания благотворительной помощи, в том числе из-за рубежа, для ВСУ и беженцев; в уже долгое время находящейся без епископа Таврической епархии утвержден правящий архиерей и т.д. Но, во-первых, нынешняя активность УАПЦ по большей части инициирована новым предстоятелем, а во-вторых, похоже, что этого явно мало, чтобы в дальнейшем не потеряться среди больших УПЦ КП и УПЦ МП. Бывшая первая помощница покойного предстоятеля митрополита Мефодия (Кудрякова) Наталья Шевчук, например, так образно оценила действия нынешнего главы УАПЦ: «Владыка Макарий не стоит на одном месте. Это правда. Он постоянно в движении. Но ходит он кругами».
Вторым вариантом может стать вхождение в юрисдикцию Константинопольского патриархата. Таким образом, через Новый Рим УАПЦ получила бы признание мирового православия, избавившись от ярлыка «раскольничества», а значит, имея больше возможности для привлечения в свои ряды как клириков, так и простых верующих из той же УПЦ МП, которых от такого шага удерживает перспектива стать «неканоничными». Сама УАПЦ к присоединению готова давно. Там постоянно заявляют о Константинополе как о церкви-матери, и не раз на официальном уровне высказывали желание перейти под его омофор. Последний раз обращение к патриарху Варфоломею с такой просьбой было принято 6 июня с.г. во время работы Поместного собора УАПЦ. В документе, в частности, были такие слова: «Поместный собор перед лицом церкви-матери Константинопольской, от имени всей полноты нашей Церкви обращается к вам с просьбой: отбросив всяческое предубеждение, восстановить историческую справедливость, приняв нашу Украинскую автокефальную православную церковь во Вселенский патриархат как митрополию на правах самоуправляемого устройства, который у нее был до ее присоединения в 1686 году к Московской церкви».
Но Вселенский патриарх все эти годы без особого энтузиазма относился к идее создания параллельной Московскому патриархату церковной структуре в Украине. В украинских СМИ появилась информация, согласно которой Константинополь якобы приступил к реализации «плана Б», суть которого сводится к замораживанию объединительного проекта, ставку на работу с УАПЦ и получение «автокефалами» канонического статуса из рук Вселенского патриарха. Эта информация основывается на визите в Украину сразу нескольких высокопоставленных эмиссаров Константинополя, одним из них был митрополит Элпидофор Ламбриниадис.
Однако эксперты скептически относятся к возможности такого поворота событий. Ведь взятие под свою юрисдикцию УАПЦ означало бы начало неприкрытого конфликта с РПЦ, считающей Украину своей канонической территорией. Причем даже не конфликта, как это было, например, с основанием в Эстонии автономной Церкви в юрисдикции Константинополя, а, учитывая ставки, почти стопроцентного раскола в мировом православии. И все это в преддверии Всеправославного собора, проведение которого намечено на 2016 год. К тому же все равно за бортом «каноничности» останется Киевский патриархат, приобретший, особенно за последние годы, большое влияние в стране. Пикантности ситуации добавляет решение Синода УПЦ КП от 27 июля с.г., предписывающее патриарху Филарету (Денисенко) обратиться к Вселенскому патриарху Варфоломею с просьбой начать диалог о признании автокефалии Киевского патриархата.
Но остается еще третий вариант, похоже, самый несбыточный: объединение УАПЦ и УПЦ КП. По крайней мере патриарха Варфоломея, судя по его высказываниям, а также действиям и высказываниям делегатов Константинополя, такой вариант устраивал бы более всего. С начала с.г. в Украину с завидной регулярностью приезжают эмиссары Константинопольской церкви – в основном представители Украинской церкви в диаспоре.
Нынешняя власть именно теперь начала уделять вопросу объединения православия в Украине все большее внимание. Так, 28 июля, в День крещения Руси-Украины, президент Петр Порошенко в своем выступлении отметил, что единая Церковь поможет единению страны. Глава государства также поблагодарил иерархов Константинопольской церкви, в частности тех, кто прибыл в Киев на торжества, за содействие в преодолении церковного разделения. Более того, уже 17 августа с.г. экс-президенты Украины Леонид Кравчук и Виктор Ющенко нанесли визит в Константинопольский патриархат, где во время двухчасовой беседы с патриархом Варфоломеем были затронуты темы политической ситуации и церковного кризиса в Украине. Вполне возможно, что политическая воля руководства Украины, запрос общества на единую и независимую православную Церковь, заинтересованность Вселенской патриархии – все это побудит УАПЦ пойти на новые переговоры об объединении с Киевским патриархатом.
Киев