Фото Reuters
В ходе двухдневного совещания высшего руководства Китая по проблемам развития Тибета, прошедшего в Пекине 24–25 августа с.г., председатель КНР Си Цзиньпин вновь заявил о приверженности Китая стратегии борьбы с тибетским сепаратизмом. «Основные усилия в работе с Тибетом должны быть направлены на обеспечение национального и укрепление этнического единства, с обязательной реализацией целей долгосрочной и всеобъемлющей стабильности», – сказал председатель КНР, добавив, что Китай должен «твердо удерживать инициативу» в борьбе с сепаратизмом и подавлять деятельность, направленную на разрушение социальной стабильности и развал страны.
В ходе встречи Си несколько раз возвращался к теме различных стратегий Китая в деле борьбы против тибетского сепаратизма, проводя идею, что пограничные регионы являются наиболее важными зонами борьбы для сохранения Тибета в составе КНР.
Глава государства призвал к всеобъемлющему и точному выполнению всех предписаний Компартии относительно религиозных и этнических проблем, а также к приложению усилий по повышению чувства идентичности представителей всех этнических групп с «их родиной, китайской национальностью, китайской культурой, Коммунистической партией Китая и коммунизмом с китайской спецификой». Си призвал население государства к повышению роли марксистских ценностей во взглядах людей на этничность, религию и культуру, а чиновников Тибета – к равнению на центральный комитет партии в их мыслях и поступках.
«Мы должны помочь представителям разных этнических групп понимать, поддерживать, ценить и учиться друг у друга», – сказал Си, обосновывая свое предложение по повышению чувства национального единства путем проведения образовательных кампаний. Председатель КНР призвал прикладывать усилия для укрепления чувства китайского патриотизма среди тибетских буддистов и создавать такие интерпретации священных доктрин, которые бы не противоречили «социалистическому обществу».
Незадолго до выступления Си духовный лидер тибетских буддистов в изгнании далай-лама XIV Тензин Гьяцо в интервью тележурналисту Ларри Кингу для Russia Today заявил, что он марксист. Однако главный редактор журнала «Буддизм России» Андрей Терентьев считает, что это ничего не значит. «Мне он (далай-лама. – «НГР») еще в 1990 году говорил в шутку, что он наполовину буддист, наполовину марксист. В том плане, что в коммунистической доктрине (как и в буддизме) на первый план выдвигается забота о других, об обществе, а не погоня за деньгами». Не нов, по мнению эксперта, и китайский подход. «Они и раньше пытались контролировать своих буддистов – проводить в монастырях политзанятия, поддерживать тех, кто лоялен и репрессировать тех, кто против. Пытаются направить буддизм в контролируемое русло». Новое в позиции китайского руководства эксперт видит лишь в поиске «доктрин в рамках национальной культуры, опираясь на которые, можно было бы усилить консолидацию нации». К таким доктринам Коммунистическая партия Китая, по-видимому, относит и буддизм.