Банк Ватикана должен обслуживать преимущественно клириков. Фото с сайта www.ior.va
При папе Франциске Ватикан стал зарабатывать больше. Годовой отчет за 2014 год, опубликованный банком города-государства, показывает 24-кратный рост прибыли кредитной организации (до 69 млн евро). Некоторая часть этой суммы была просто «обнаружена» церковными финансистами в ходе ревизии, но на пользу Ватиканскому банку пошло и грамотное инвестирование. Между тем Римская курия ставит перед своим финансовым подразделением задачу не только зарабатывать больше, но и исправить репутацию, подпорченную обвинениями в отмывании денег.
Со времени создания «Института религиозных дел» (IOR) – так официально называется Банк Ватикана – в 1942 году церковные финансы время от времени оказывались в центре скандалов. Одной из задач своего понтификата папа Франциск называет реформу церковных финансов. С 2013 года за деятельностью Ватиканского банка наблюдает созданная по поручению понтифика Папская комиссия, к которой спустя год присоединилось еще одно контрольное ведомство. Вот результат: в 2014 году проверяющими органами было зафиксировано 147 «сомнительных» финансовых транзакций. Тогда же заблокировали свыше 4 тыс. счетов, некоторая часть из которых принадлежала мирянам, не связанным с Церковью.
Как заявляют в Ватикане, одна из целей реформы – сделать церковный банк финансовой организацией, преимущественно обслуживающей клириков. До недавнего времени правом заводить счета в банке обладали камер-юнкеры папы, не имеющие отношения к духовенству. В 2013 году эту должность упразднили. Решение об этом папа Франциск принял после того, как последнего камер-юнкера Франческо Ла Мотта обвинили в присвоении 10 млн евро.
В попытке избавиться от двусмысленной репутации глава Римской церкви отважился в мае с.г. на неординарный шаг. Папа объявил, что отказывается от проекта создания финансового фонда Sicav, который должен был заняться инвестированием денег Ватикана в проекты, не имеющие отношения к религии, и располагаться за пределами церковного государства – в Люксембурге. «Наши средства не должны использоваться для финансовых спекуляций», – прокомментировал свое решение папа.