«На сегодняшний день достоверно известно о насильственном захвате 19 храмов Украинской православной церкви со стороны так называемого Киевского патриархата», – заявил 18 мая в Вене на конференции ОБСЕ по борьбе с нетерпимостью и дискриминацией в отношении христиан заведующий сектором межрелигиозных контактов Синодального отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Димитрий Сафонов. Как пояснил представитель РПЦ, речь идет о «религиозной организации, образованной в 1992 году в Украине и не признанной ни одной из православных Церквей мира».
Ранее, 17 февраля с.г., на встрече с президентом Украины Петром Порошенко аналогичную статистику захватов храмов привел управляющий делами Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич): «В Ровенской, Киевской, Львовской, Тернопольской, Волынской, Черкасской областях осуществлены попытки силового противозаконного захвата приходов Украинской православной церкви. На данный момент зафиксирован захват 20 приходов нашей Церкви, еще на восьми приходах сохраняется крайне напряженная ситуация». Расхождение в цифрах объясняется, видимо, тем, что одно из культовых зданий, подвергшихся в начале с.г. попытке насильственной смены юрисдикции – храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Стенка Бучацкого района Тернопольской области, – бойцы запрещенного в России «Правого сектора» пытались заставить перейти в Украинскую греко-католическую церковь. Во всех прочих случаях националисты действовали буквально рука об руку с клириками Киевского патриархата (см. «НГР» от 17.09.14). Волна захватов храмов началась после избрания 17 августа 2014 года новым предстоятелем УПЦ МП митрополита Онуфрия (Березовского), что подорвало позиции автокефалистов в этой Церкви и надежды на ее слияние с Киевским патриархатом. «На Волыни складывается ситуация, которую мы переживали в лихие 90-е», – так оценил 11 сентября 2014 года ситуацию в области руководитель информационно-просветительского отдела Волынской епархии УПЦ МП протоиерей Валентин Марченко.
Сейчас центр событий переместился в Кременецкий район Тернопольской области. В конце апреля областное интернет-издание «Город» сообщило о том, что в селах Башуки, Колосово и Кулики «Правый сектор» помогает приходам перейти из московской Церкви в украинскую». Как сообщает сам «Правый сектор Тернопольщины» на своем сайте, в его «борьбе с Московским патриархатом» приняли участие бойцы батальонов этого объединения, в том числе «участники боевых действий в Донбассе». Судя по фотографиям с мест событий, они разложили в селах палатки и участвуют в богослужениях Киевского патриархата. На защиту храмов прибыли семинаристы из Почаевской лавры, которая расположена в том же районе, однако, возможно, ей самой вскоре понадобится защита. Бывший посол Украины в Польше и Словакии, общественный деятель Дмитрий Павличко 10 мая с.г. призвал в эфире «5 канала» украинского телевидения к тому, чтобы «Почаевская и Киевская лавры были переданы Киевскому патриархату, потому что они только в аренде» у УПЦ МП. Ранее, 27 апреля, стало известно, что Тернопольский областной совет обратился в Совет министров Украины с просьбой отобрать лавру в Почаеве у «московской Церкви».
«Факты перехода православных общин из одной юрисдикции в другую существуют, – сообщил «НГР» директор департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры Украины Андрей Юраш. – Их не 20, их минимум 50–60. Конечно, участвующие в этом процессе стороны – Киевский и Московский патриархаты – оценивают его совершенно по-разному. Для Московского патриархата переход всей общины или ее большинства – это ее захват, для Киевского – вопрос свободного волеизъявления верующих о своей юрисдикционной или, шире, мировоззренческой позиции». «С точки зрения государственных институтов, – добавил Юраш, – мы расцениваем это как объективный процесс, который гарантирован Конституцией».