Муфтий Бердиев (в центре) призвал аль-Карадаги (справа) бережнее относиться к кавказским традициям. Фото с сайта www.ingushetia.ru
«Смута, поразившая умму» – так обозначил муфтий Ингушетии Иса Хамхоев проблему, для разрешения которой в столицу этой республики 14 мая с.г. прибыли главы духовных управлений мусульман других северокавказских республик, председатель Координационного совета мусульман Северного Кавказа муфтий Карачаево-Черкесии Исмаил Бердиев, главы Духовных управлений мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) Равиль Гайнутдин и Республики Татарстан (ДУМ РТ) Камиль Самигуллин, руководитель аппарата Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России Мухаммед Таджуддин, представители руководства Всемирного совета мусульманских ученых (ВСМУ) во главе с генеральным секретарем этой организации Али Мухиддином аль-Карадаги, а также российские чиновники.
Заместитель начальника департамента по взаимодействию с религиозными организациями управления внутренней политики администрации президента России Алмаз Файзуллин, курирующий в этой структуре исламское направление, упомянув 70-летие Победы над нацистской Германией, заявил, что «история иногда повторяется», и сейчас «у наших границ формируется» новая угроза, подобная Третьему рейху. Очевидно, речь идет о группировке «Исламское государство» (ИГ) в Ираке и Сирии. «Оскверняются мечети и церкви, – поддержал чиновника глава Духовного управления мусульман Кавказа Аллах-шукюр Паша-заде. – Мы решительно осуждаем ИГ, чья деятельность не щадит ни мусульман, ни христиан». Осуждение новоявленного «Халифата» стало лейтмотивом выступлений и зарубежных гостей. «Тот, кто считает, что можно убивать христиан и иудеев, вступает в противоречие с нашей религией», – заявил председатель комитета по финансам и развитию ресурсов ВСМУ шейх Абд-ар-Рахман аль-Махмуд. По словам аль-Карадаги, «совершенно недопустимо провозглашение джихада с целью создания исламского государства». Как сказал глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, ИГ правильнее именовать «безбожным государством».
Яростная полемика с ИГ в северокавказских республиках вызвана активной пропагандой по привлечению местной молодежи в ряды «Халифата», клятву верности которому принесли и некоторые командиры «Имарата Кавказ». По словам члена Совета Федерации от Ингушетии Ахмеда Баланкоева, молодежь республики «давно уже стала целевой аудиторией для недоброжелателей нашей страны». В связи с этим аль-Карадаги заявил о недопустимости вооруженного джихада на территории России. «Я говорю это для всех мусульманских республик вашей страны, – сказал генеральный секретарь ВСМУ. – В России все проблемы (мусульман. – «НГР») решены, ваше демократическое устройство позволяет это делать, поэтому молодежи не стоит брать в руки оружие». Более того, заявил он, в России мусульмане «пользуются правами и свободами большими, чем жители мусульманских стран», и верующие должны сохранять эти достижения, «соблюдая свои обычаи в соответствии с законами государства».
Однако начавшееся вслед за первыми выступлениями обсуждение показало очевидную разницу в подходах муфтиев к решению проблем российских мусульман.
«Совершенно очевидно, что новые социальные условия и проблемы требуют новых видов правового регулирования при обязательном учете общих и неизменных законов шариата» – с таким заявлением выступил Равиль Гайнутдин. Для убедительности он прибег к смелой метафоре: «Шариат – это не молитвенный коврик, обнесенный колючей проволокой». По его мнению, «остановка в постоянном развитии фикха (исламского права. – «НГР») означала бы полный застой в развитии исламской правовой мысли и безнадежное отставание от стремительно меняющегося общества и цивилизации», в то время как оно «должно быть гибким». Эту мысль развил выступавший вслед за главой ДУМ РФ аль-Карадаги: «Мы должны реформировать ислам в хорошем смысле слова – измениться сами».
Предложения о «реформировании ислама» вызвали гневную реакцию со стороны Исмаила Бердиева, заявившего, что изменять сложившиеся нормы и традиции на Северном Кавказе уже пытались ваххабиты, выступавшие, например, против празднования Мавлида (дня рождения пророка Мухаммеда). «То, что ниспослано от Всевышнего, нельзя изменять, надо только исполнять», – уверен Бердиев. Вслед за ним упомянул в негативном контексте тех, «кто считает, что мазхабов нет, Мавлида нет», и татарстанский муфтий Самигуллин.
Таким образом, получив со стороны зарубежного исламского деятеля аль-Карадаги поддержку в осуждении радикалов – как отметил позже в беседе с журналистами Юнус-Бек Евкуров, «те, кто не верит своим алимам, верят таким богословам с мировой известностью», – российские муфтии дали понять, что намерены опираться на сложившиеся в нашей стране традиции. Как заявил Бердиев, у арабов нет такого праздника, величайшего для российских мусульман, как День Победы над нацизмом, и они не ощущают того чувства величия и военной мощи России, которое наполняло его 9 Мая на Красной площади в Москве. В свою очередь, Евкуров заявил, что не позволит «арабизировать» свою республику.
«Религия должна быть личным делом человека, но почему-то приобретает все более публичный характер, все стараются выставить напоказ свои богоугодные дела», – отметил глава Ингушетии в беседе с журналистами. По его словам, мусульманское духовенство активно участвует в общественной жизни республики, например, оформление протоколов ДТП не обходится без участия кади (религиозного судьи). Евкуров также рассказал, что в республике скорее всего имеют место случаи многоженства, не оформляемого, конечно, в ЗАГСах. Просто, говорит он, «люди женились и живут, хотя брака официального нет, и никто им не мешает». При этом, по мнению главы республики, «надо сделать так, чтобы граждане не выпячивали религию, выводить людей из религиозной показухи, потому что религия является личным, внутренним делом каждого человека».
К словам лидера республики можно добавить, что во время пребывания в Магасе и Назрани автору не удалось увидеть на улицах девушек в слишком закрытых платьях и хиджабах, хотя в этих городах достаточно мечетей и магазинов с исламской атрибутикой. Возможно, Ингушетия смогла выработать свою модель преодоления радикализма, хотя об этой республике говорят меньше, чем о Чечне. Мы помним, что еще в конце нулевых годов республику захлестывал шквал насилия, когда джихадисты из «Имарата Кавказ» расстреливали прямо на улицах военных и милиционеров, подрывали здания ФСБ из гранатометов в столице республики и т.д. Этот опыт, когда исламизм был вытеснен без «шариатизации» общества со стороны власти, может оказаться полезным для других регионов России.
Магас–Москва