Обама возвестил на молитвенном завтраке, что у христиан сложился комплекс превосходства над мусульманами. Фото Reuters
Президент США Барак Обама заявил 5 февраля, что у христиан после терактов ИГИЛ и «Аль-Каиды» сложился комплекс превосходства по отношению к мусульманам – и осудил его. По мнению политика, не следует считать, что религиозно мотивированное насилие возможно только «в других странах», ведь христианскими идеалами вдохновлялись заслуживающие осуждения инквизиторы и крестоносцы. Риторика Обамы, отмеченная аллюзиями на отдаленное прошлое, вызвала протесты республиканцев. Президента Соединенных Штатов вновь обвинили в неверии в Бога – и забвении американских ценностей.
Выступление хозяина Белого дома в первый четверг февраля – традиционное событие в политическом календаре США. В этот день американские лидеры участвуют в молитвенном завтраке в поддержку религиозных свобод. По установившейся традиции на мероприятие приглашают свыше 3 тыс. светских и духовных лидеров из-за рубежа. Среди них на этот раз присутствовал патриарх Киевский Филарет, сообщивший, что приехал к Обаме «просить оружия для защиты Украины».
То, что американский президент хотя и не является духовным лицом, намерен выступить как лидер многоконфессионального собрания, стало ясно, когда он заговорил об общих ценностях всех верующих: «Мы призваны дать отпор тем, кто искажает нашу религию – любую религию – во имя своих нигилистических целей. Здесь, в США, и по всему миру мы будем утверждать фундаментальные свободы: свободу веры, свободу каждого исповедовать ее, как он считает нужным, и свободу не исповедовать совсем».
Американский лидер счел необходимым дать совет всем верующим: «Нам всем нужно немного больше смирения, не быть столь убежденными, что Бог говорит только с нами, не говорит с другими и что мы единственные в обладании истиной. Мы защищаем законное право человека резко высказываться (Обама использовал слово insult. – «НГ») о религии другого, но при этом мы равно обязаны использовать свободу слова, чтобы осудить подобные выпады. Нам следует стать плечом к плечу с теми, кто подвергается подобным оскорблениям, особенно с религиозными меньшинствами».
По мере выступления становилось ясно, что особенную тревогу у Обамы вызывают протестантские консерваторы, противопоставляющие христианство исламу как более гуманную религию. Президент призвал не дать возможности правым политикам навязать свою интерпретацию событий: «Речь идет не о проблеме какой-то одной религии или группы. Вспомним, что во времена крестовых походов и инквизиции люди совершали ужасные поступки и делали это во имя Христа. У нас, в США, рабовладение оправдывали именем Христа». ИГИЛ между тем Обама отказался связать с исламом: по мнению политика, радикалы исповедуют особый «порочный культ смерти».
Заявлениями американского лидера, расширяющими привычные для Белого дома границы политической корректности, воспользовались республиканцы, обратившиеся к своей протестантской аудитории. «Речь на нынешнем молитвенном завтраке была самой оскорбительной, какую я слышал за свою жизнь, – заявил бывший губернатор Вирджинии Джим Гилмор. – Обама оскорбил каждого верующего христианина в США. Дело доходит до того, что Обама не верит в Америку и в те ценности, которые мы разделяем».
Губернатор штата Луизиана Роберт Джиндал нашел суждения Обамы о религиях смешными: «Мы будем рады присматривать за сбившимися с пути христианами, но было бы прекрасно, если бы Обама все-таки смотрел на реальность этого дня. Господин президент, опасность со стороны средневековых христиан под контролем! Пожалуйста, займитесь угрозой со стороны радикального ислама».
Стоит отметить, что губернатор Луизианы уже заявил о своем участии в праймериз республиканцев, на которых определится кандидат от партии в президенты США. Политик, похоже, всерьез готов сделать главной темой своей кампании недооценку Белым домом мусульманской угрозы. В январе Джиндал выступил против исламизации, которая, по его мнению, угрожает всему Западу: «Это не миграция, а колонизация, они приезжают и навязывают свои ценности». Приверженцам ислама Джиндал посоветовал ассимилироваться. Предки самого политика-христианина происходят из Индии.
Возмущение у критиков мусульманской политики Обамы, среди которых экс-претенденты на республиканскую номинацию Сара Пэйлин и Мишель Бахман, вызывает нежелание хозяина Белого дома как-либо связывать терроризм с мусульманской религией, пусть даже и только с ее радикальными ответвлениями. В январе с.г. советник Обамы Валери Джаретт признала, что хозяин Белого дома действительно не использует выражение «радикальный ислам», причем имеет для этого принципиальные причины. Сотрудница Белого дома заявила, что воздерживаясь от определенных формулировок, глава государства печется о «безопасности американцев» и учитывает тот факт, что большинство жертв террористов – сами мусульмане. В консервативном лагере объяснением Джаретт предсказуемо остались недовольны. Республиканцы отмечают, что о «радикальном исламе» свободно говорят Дэвид Кэмерон и Франсуа Олланд – и требуют того же от Обамы.
Как резюмируют эксперты, выступления Обамы, нередко обвиняемого в отсутствии религиозных чувств, на молитвенных завтраках, посвященных защите веры, дают пищу для критики его оппонентам. Но даже с учетом этого обстоятельства нынешний случай оказался для хозяина Белого дома особенно неприятным. Масла в огонь подлило то, что на молитвенный завтрак пригласили министра иностранных дел суданского правительства, глава которого, Омар Аль-Башир, разыскивается Гаагским трибуналом.
Когда мероприятие завершилось, выяснилось, что недовольны не только правозащитники. О раздражении речью Обамы заявили в Индии: властям этой страны не понравились обвинения в религиозной дискриминации, сделанные американским президентом. Недовольны были и в Китае. Пекинские власти возмутились, что на молитвенный завтрак пригласили духовного лидера тибетских буддистов XIV далай-ламу Тенцзина Гьямцхо. И хотя в Белом доме заявляют, что вероучитель был лишь одним из 3 тыс. гостей мероприятия, китайские власти настаивают, что встречи изгнанника с иностранными политиками неприемлемы, «в каком бы формате ни проводились».