0
13247
Газета События Интернет-версия

04.02.2015 00:01:00

Горячие сибирские ваххабиты

Тэги: западная сибирь, хантымансийский автономный округ, югра, салафиты, исламисты, ваххабиты, радикалы, игил, алькаида, дагестан, мигранты


западная сибирь, ханты-мансийский автономный округ, югра, салафиты, исламисты, ваххабиты, радикалы, игил, аль-каида, дагестан, мигранты Центральная мечеть Сургута не контролирует все местные общины. Фото Владимира Захарина

«Профилактика радикальных исламских направлений» - так телеканал СургутИнформТВ обозначил цель прошедшей в конце января в одном из залов города встречи местных мусульман с делегацией из Дагестана во главе с заместителем муфтия Республики Мухаммадом Магомедовым.  Эта проблема, судя по всему, действительно стала острой для Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) – Югры. В экспертном исследовании «Гроздья гнева», опубликованном 6 октября 2014 года на сайте Центра изучения национальных конфликтов (ЦИНК), этот регион включен в число имеющих «очень высокую» степень межэтнической напряженности. Кроме Югры такой рейтинг имеют только Дагестан, где много лет действует исламистское подполье, и Москва с ее недавними массовыми конфликтами на национальной почве. Причем в предыдущем исследовании, выпущенном ЦИНКом 14 апреля 2014 года, конфликтогенность в Югре оценивалась как просто «высокая». Причина изменения рейтинга указана ЦИНКом так: «В последние полгода еще сильнее обозначилась тревожная тенденция проникновения исламского фундаментализма не только на Северный Кавказ и в Поволжье, но и в немусульманские регионы с высоким уровнем межнационального напряжения, в первую очередь в ХМАО».

О путях проникновения исламского радикализма в Сибирь «НГР» рассказал научный сотрудник Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Василий Иванов, в 2012–2014 годах проводивший исследования этой проблемы: «Распространению ваххабитской идеологии способствовало наличие в Тюменской области (в состав которой входят Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. – «НГР») молодежных джамаатов из числа выходцев из Северного Кавказа, организационно оформившихся в начале 1990-х годов на территории Северного Кавказа, во главе которых стояли исповедующие ваххабитскую версию ислама молодые мусульмане, обучавшиеся в зарубежных мусульманских вузах». «В связи с тем, что многие представители северокавказской молодежи приезжали на заработки в Тюменскую область, здесь также сформировались молодежные джамааты, связанные с ваххабитским подпольем Северного Кавказа», – добавил эксперт.

По словам Иванова, «большинство представителей северокавказской молодежи, приезжая на заработки, неизбежно попадают под идеологическое влияние участников радикальных исламистских джамаатов, и многие сами становятся членами этих сообществ», в связи с чем в регионе «благодаря наличию молодежных джамаатов радикализация выходцев из Северо-Кавказского региона только усиливается». В этих джамаатах «большим авторитетом пользуются участники, имеющие боевой опыт, приобретенный на Северном Кавказе либо иных горячих точках». По словам эксперта, в последние годы в джамааты активно вербуют и молодых сибирских татар, и гастарбайтеров из Средней Азии, и живущих в регионе славян, в том числе украинцев, приехавших на Север за «длинным рублем». 

Есть мнение, что подобная пропаганда начинается уже в школах. Об этом, ссылаясь на свой личный опыт общения со школьниками в одном из «ведущих по нефтедобыче городов Сибири», писал в опубликованной 4 сентября 2013 года на сайте «Русская линия» статье ведущий специалист Душепопечительского православного центра святого Иоанна Кронштадтского (Москва) по проблемам молодежных субкультур, деструктивных культов и религиозного экстремизма монах Иоанн (Адливанкин), указывая на «крайнюю озлобленность» юных славянских неофитов ваххабизма.

«НГР» удалось получить комментарий представителя правоохранительных органов ХМАО, пожелавшего остаться анонимным. По его словам, «данных о функционировании религиозно-экстремистских джамаатов не получено», однако «имеются отдельные группы молодежи, радикализовавшиеся под воздействием экстремистских материалов в сети Интернет либо на территории Дагестана под воздействием местных салафитов».

По словам Василия Иванова, в западносибирских джамаатах популярны ИГИЛ и «Джабхат ан-Нусра», сирийский филиал «Аль-Каиды». «Это началось еще до того, как в 2014 году ИГИЛ начали широко информационно раскручивать, – говорит он. – Выражалось это, например, в том, что в их кругах стало «почетней» поехать воевать уже в Сирию, а не в Дагестан. А уже с лета 2014 года в разговорах и соцсетях многие выражали радость, что наконец появился халифат. Тем более что многие молодые люди, примыкавшие к также распространенному в Западной Сибири «Хизб ут-Тахриру», выражали разочарование по поводу его легальных и потому долгих и малоэффективных методов построения исламского государства». Ячейки представителей «Хизб ут-Тахрира» ранее не раз обнаруживались в городах Западной Сибири. Буквально на днях завершился суд над членами одной из них, которые 19 сентября 2012 года сожгли флаг США во дворе мечети в Нижневартовске, синхронно с аналогичной акцией «хизбов» в дагестанском Кизляре (см. «НГР» от 03.10.12). С тех пор симпатии сибирских «борцов за халифат», судя по всему, переключились на более радикальный и успешный на данном поприще ИГИЛ. Как сообщил «НГР» вышеупомянутый представитель правоохранительных органов ХМАО, в 2013–2014 годах в Сирию для присоединения к исламистам, строящим государство на основе законов шариата, из Югры выехало около 30 человек – актив местных салафитов, по происхождению в основном дагестанцы. О случаях возвращения уезжавших в Сирию, по его словам, неизвестно.

Численность исламских радикалов в ХМАО можно только предполагать. Иванов затруднился с ответом на этот вопрос. В материале информагентства Ura.Ru от 30 января 2013 года по ссылкой на свои источники в исламской среде сообщалось, что «в округе можно набрать армию из 2–3 тыс. салафитов». В свою очередь, представитель правоохранительных органов ХМАО сообщил «НГР», что в регионе в настоящий момент находятся «не более 10 исламских радикалов, нацеленных на построение халифата и готовых потенциально это сделать вооруженным путем». В основном это, по его данным, выходцы из республик Северного Кавказа, исповедующие салафизм. С другой стороны, можно предполагать в регионе наличие большего количества тех, кто относится к пока еще менее радикальному окружению подобных групп и в силу меньшей активности не попал в поле внимания правоохранительных органов.

Поскольку, по данным властей Югры, среди мигрантов с Северного Кавказа преобладают выходцы из Дагестана, усилия по предотвращению радикализации исламской молодежи направлены прежде всего на них. Отсюда и январская инициатива по визиту в Сургут (где прежде всего селятся выходцы с Кавказа) делегации дагестанского духовенства. Речь об этом идет уже давно. «В октябре прошлого года я разговаривал в Екатеринбурге с исламскими радикалами, приехавшими из Тюменской области, – говорит Василий Иванов. – Они узнали от представителей диаспоры, что из Дагестана к ним хотят приехать для профилактических бесед по предотвращению радикализма старейшины, и в разговорах подняли тех на смех: чему могут нас научить эти старики, если они ислам знают хуже, чем мы, да и сам ислам-то, мол, у тех неправильный». «Разумеется, примут делегацию из Дагестана с почетом, – резюмирует эксперт, – выслушают внимательно, но эффективность от приезда старейшин в регион будет, по сути, нулевой».


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1859
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3859
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2899
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2373

Другие новости