Законопроект не дает права служить австрийским имамам, если они получают зарплату из зарубежных стран. Фото Reuters
Активизация исламского экстремизма подтолкнула австрийские власти к пересмотру закона 1912 года, касающегося мусульман. Закон был принят более 100 лет назад для интеграции последователей ислама после аннексии Боснии и Герцеговины империей Габсбургов. Нынешний законопроект предлагает запретить финансирование из-за рубежа исламских организаций на австрийской территории. Также предлагается унифицировать перевод Корана на немецком языке. «Если у вас нет упорядоченного правового регулирования, то это может привести к опасной ситуации. В таком случае, если вам будет угодно, воспринимайте наши меры как предотвращение опасности», – пояснил министр иностранных дел и интеграции Себастьян Курц, член консервативной Австрийской народной партии.
Поправки уже подвергли критике за ограничение прав последователей ислама, который до сих пор существовал в Австрии на равных условиях с другими религиями, такими как католицизм, лютеранство, иудаизм и буддизм. В отличие, например, от Франции в Австрии пока еще не запрещено носить хиджаб в общественных местах.
Мусульманам теперь придется предоставить стандартизированную версию на немецком языке священных текстов, в том числе Корана. Что, в свою очередь, крайне затруднительно в силу существующих различий в трактовке разными течениями ислама. Для мусульман арабский вариант Корана являет буквальное слово Аллаха, а любой перевод представляет собой лишь интерпретацию. Однако министр Курц заявляет, беря на себя роль эксперта по исламу, что бесчисленные интерпретации Корана порождают лишь недоразумения и создание единого перевода – в интересах местных мусульман. «Если версия Корана на немецком языке будет кодифицированной, конечной, то это противоречит самой концепции ислама», – возражает пресс-секретарь Сообщества исламской веры в Австрии Карла Амина Багаяти.
Запрет финансирования из-за рубежа – крайне неприятная перспектива для австрийских мусульман. Всего в Австрии насчитывается около 260–280 мусульманских ассоциаций, и это только зарегистрированных. Каждое исламское течение имеет несколько своих организаций, а большинство национальных конгрегаций являются турецкими. Естественно, многие из них «подпитываются» из родных стран. Новый законопроект оправдывается тем, что, к примеру, турецкая «Милли Гёрюш» – крупная организация, действующая на территории нескольких европейских стран, не раз обвинялась в распространении экстремистской литературы, а также была замечена в сотрудничестве с «Братьями-мусульманами».
Также новый законопроект не дает права служить австрийским имамам, если они получают зарплату из зарубежных стран. Это ставит вне закона 65 из примерно 300 имамов Австрии, которые в настоящее время служат за деньги из Турции. Они должны либо прекратить духовную деятельность, либо найти альтернативные источники финансирования. Однако разовые переводы, к примеру, средства, оставленные в завещании, будет разрешено проводить, но только если управление активами осуществляется в Австрии.
Поправку к закону прорабатывают на фоне сообщений о примерно 140 австрийцах, воюющих в рядах джихадистов в Ираке и Сирии. В августе австрийское Федеральное ведомство защиты Конституции и борьбы с терроризмом предупреждало, что в Вену были «привлечены иностранные боевики со всей Европы», так как город является удобной остановкой на их пути в Сирию.
Инициатива исходит от прочной поддержки крайне правых в Австрии. Страх радикального ислама увеличивает популярность правой Партии свободы, известной своими антииммиграционными призывами и критикой ислама. Опрос общественного мнения в августе с.г. показал, что 28% поддерживают Партию свободы, она занимает лидирующие позиции. Сегодня примерно полмиллиона мусульман живут в Австрии, что составляет около 6% от общего населения.
«Законопроект отражает дух времени, который характеризуется подозрительностью и недоверием в отношении мусульман, – негодует Карла Амина Багаяти. – Среди мусульманского сообщества закон не рассматривается в качестве подарка к празднику Ид-аль-Адха (Курбан-байрам)». «Все должны уловить четкий сигнал, что нет никакого противоречия между тем, кто является правоверным мусульманином, и гордым австрийцем», – ответил мусульманам Себастьян Курц.
Это не первая законодательная инициатива в Австрии, вдохновленная ростом исламского экстремизма в Ираке и Сирии. Австрийские власти объявили в середине сентября, что они планируют запретить террористическую символику и начнут с флага «Исламского государства».
Австрия не оригинальна в подобных мерах по борьбе с исламским экстремизмом. В 2013 году Октябрьский районный суд Новороссийска запретил книгу исламоведа из Азербайджана Эльмира Кулиева «Смысловой перевод Священного Корана на русский язык», признав ее экстремистской. В ряде мечетей проходили акции в поддержку Кулиева. Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин заявлял: «Неправомерные запреты исламской литературы в течение последних 10 лет являются серьезной проблемой для нас. С нами никто не консультируется, не советуется и не хочет узнать наше мнение».
Также в России остро стоит вопрос о запрете финансирования из-за рубежа некоммерческих организаций, куда подпадают и исламские организации неместного происхождения, широко представленные на российской территории. НКО с заграничным финансированием обязаны регистрироваться как иностранные агенты. В 2003 году список запрещенных на территории России исламистских организаций насчитывал 15 единиц, среди них «Аль-Каида» и «Братья-мусульмане», но каждый год список пополняется. В последние годы активизировались, к примеру, «Хизб ут-Тахрир» и «Таблиги Джамаат», в том числе после запрета Корана в переводе Кулиева.