Турецкой системе образования предстоит конкуренция между республиканскими и религиозными ценностями. Фото Reuters
Изучение Корана де-факто становится обязательным в государственных школах Турции. В рамках реформы образования, очередной этап которой начался в сентябре с.г., предполагается пересмотр существовавшего ранее курса религии и светской этики путем добавления отдельного предмета, посвященного главной книге ислама. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) уже осудил турецкий образовательный стандарт как противоречащий свободе совести. В Анкаре прислушиваться к мнению Европы не собираются.
«Нынешний учебный год – как раз тот, когда давно запланированная турецкими властями реформа вступает в силу. Стоит отметить, что изучение Корана формально является факультативным, но в турецкой провинции демонстративный отказ учеников от этого курса крайне затруднен, – пояснила «НГР» заведующая сектором Турции Института востоковедения РАН Наталья Ульченко. – Школьник, сделавший подобный выбор, будет подвергаться давлению не только со стороны своих одноклассников, но и их семей. Так по факту в глубинке новая дисциплина становится обязательной. Если в столице еще можно будет уклониться от ее изучения, то в провинциальных городах это сделать будет очень сложно. Общественное давление будет принуждать к изучению Корана в том числе и тех, кто не стал бы выбирать этот курс по доброй воле».
Нынешняя инициатива турецких властей продолжает политику, проводившуюся ими на протяжении последних 10 лет. «Старый новый» глава Турции президент Реджеп Тайип Эрдоган, представляющий умеренных исламистов из правящей Партии справедливости и развития, многократно заявлял о намерении «взрастить набожную молодежь» посредством различных мер – в частности, расширения сети мусульманских религиозных школ. В сентябре с.г. инициатива политика получила существенное подкрепление: исламским средним учебным заведениям предоставили право готовить учащихся для поступления в вузы. Уравнивание в правах светских и духовных школ в Турции происходит на фоне лавинообразного роста последних. По данным France Press, начиная c 2009 года число религиозных учреждений образования увеличилось на 73%.
В период правления основателя Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка и его политических преемников религиозные школы считались в стране непрестижными, а образование в них – некачественным. Отчасти низкая репутация этих учебных заведений сохраняется и в наши дни. Нередко в мусульманские школы записывают детей, не прошедших по конкурсу на другую форму обучения. Между тем отмечаются и случаи принуждения, когда учащихся приписывают к религиозным школам незаконно. «Правительство сокращает возможности для получения светского образования и увеличивает число религиозных школ. В конце концов все больше детей оказываются в ситуации, когда им, хотят они этого или нет, придется поступать в религиозную школу», – говорит Батухан Эйдагюл, руководитель «Инициативы по реформе образования» при университете Сабанчи. По словам исследователя, «даже один случай недобровольной записи представляет нарушение прав человека», а в Турции их много больше, притом что набирает ход «систематическая кампания», цель которой – убедить родителей отдавать своих детей в религиозные школы. Эйдагюл уверен, что результатом подобной политики станет снижение качества среднего образования в целом.
Действия властей современной Турции показывают, что они стремятся исправить репутацию мусульманских школ. В Анкаре напоминают, что сам президент Эрдоган окончил одну из них, после чего, в силу действовавших законов, был лишен доступа к ряду специальностей высшего образования. Соратники главы государства критикуют проводившуюся в середине прошлого века политику и заявляют, что мусульманское образование систематически недооценивалось. «Учащиеся мусульманских школ в меньшей степени, чем другие подростки, склонны к совершению преступлений. Это научно доказано», – уверяет представитель Министерства образования Муаммер Илдиз.
Кампания в поддержку исламских школ, проводимая государством на протяжении последнего десятилетия, шла рука об руку с усилением религиозной компоненты в образовании. Еще в 2007 году Европейский суд по правам человека вынес вердикт против характера преподавания в Турции дисциплины «светская этика и религия». 16 сентября с.г. юридическая инстанция вновь осудила Анкару. Суть вердикта сводится к тому, что «мирская» компонента в образовательном курсе полностью подчинена духовной, а другие религии, кроме ислама, преподаются только фрагментарно. «Турции следует немедленно исправить существующее положение», – говорится в заявлении ЕСПЧ.
Несмотря на раздражение европейцев, турецкие власти дают понять, что не откажутся от политики исламизации образования. «Знание о религии необходимо всем, в том числе и тем, кто не верит. Я, например, знаю о том, что такое марксизм, хотя я не марксист», – говорит премьер-министр Ахмед Давутоглу. Политик приводит и другой аргумент в пользу усиленного преподавания мусульманской религии в школах: деятельность исламистских вербовщиков в Турции создает опасность для несведущей в религии молодежи. Чтобы юношество не стремилось на «священную войну», нужно в школах учить правильному пониманию веры.
К аргументам главы правительства готовы присоединить свои доводы сторонники консервативных мусульманских организаций, подпирающих демократических исламистов «справа». Религиозные правые уверены, что турецкой школе требуется еще большее внедрение исламской компоненты, а полноценное исповедание веры учениками якобы до сих пор невозможно. Консерваторы сосредоточили свои усилия на вопросе о хиджабе: по закону 2013 года школьницам все еще запрещалось носить религиозную одежду на занятия.
В сентябре с.г. спор о хиджабах начался в Турции вновь. Участники исламской организации «Озгур-дер» провели акцию протеста в Стамбуле с требованием разрешить соответствующие мусульманским предписаниям платки. «Дети – наши, они не принадлежат государству. Право носить хиджаб везде и всюду, прямо сейчас!» – скандировали собравшиеся. Едва ли некрупная демонстрация могла привести к большим переменам, но по факту она совпала с ними: 23 сентября турецкие власти дали разрешение на ношение мусульманских платков в школах для всех желающих. «Ношение хиджаба на практике давно стало нормой, а существовавшее ранее жесткое отношение де-факто было пересмотрено. Это касается и общественной жизни: женщина в парламенте, носящая платок, первая леди в платке – все это уже не нарушение принятых в повседневной жизни правил», – говорит Ульченко.
Западные наблюдатели отмечают, что новый этап исламизации среднего образования в Турции способен привести к нежелательному последствию, которое точно не входило в планы Эрдогана. В результате сирийского кризиса в страну прибыли несколько сотен тысяч беженцев из Сирии, некоторая часть которых исповедует христианство. В соответствии с проводимой властями страны политикой многим из этих людей, как неимущим, придется отдать своих детей в государственные школы, где Коран де-факто становится обязательным. Выбора для беженцев ситуация, в которую они попали, не оставляет.