Студентки в мусульманских платках выделяются среди однокурсников. Фото PhotoXPress.ru
Прокуратура Мордовии 12 сентября поставила точку в деле о правомочности введения единой школьной формы, подразумевающего запрет на религиозную одежду в стенах средних учебных заведений. Соответствующее решение содержалось в постановлении правительства республики от 12 мая с.г., которое 25 августа, накануне начала учебного года, председатель Центрального духовного управления мусульман Мордовии Фагим Шафиев попросил прокуратуру проверить на соответствие Конституции. Как сказано в заявлении муфтия, опубликованном на сайте религиозной организации, «покрывать женщинам голову… является религиозным предписанием», и «женский головной убор, являющийся элементом набожности… нельзя надевать или снимать по желанию». Однако прокуратура, руководствуясь Федеральным законом от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», ответила муфтию, что «оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено».
Мордовия – один из регионов, где встретил заметное сопротивление запрет на ношение хиджабов в школе, в федеральном масштабе инициированный после ставропольского опыта (октябрь 2012 года). В опубликованном 4 сентября на сайте Духовного управления мусульман европейской части России (ДУМЕР) обращении, подписанном главами еще двух мордовских муфтиятов – Духовного управления мусульман (в составе Совета муфтиев России) Илдусом Исхаковым и Регионального духовного управления мусульман (в составе ЦДУМ России) Зяки Айзатуллиным, а также руководителями ряда национальных татарских организаций региона, преподавателей и учениц призывали к бойкоту этого запрета. Привело ли обращение к каким-либо результатам, впрочем, неизвестно.
Между тем после успешного внедрения данного начинания в средних учебных заведениях оно перекочевало и в высшую школу. И здесь ориентиром стал региональный опыт. 15 ноября 2013 года совет обучающихся Волгоградского государственного университета (ВолГУ) большинством голосов поддержал внесение изменений в «Правила внутреннего трудового и учебного распорядка ВолГУ», согласно которым в вузе запрещается носить головные уборы. Перед этим несколько студенток ВолГУ прямо обратились к ректору с просьбой признать хиджабы в этом учебном заведении недопустимыми. При этом они апеллировали к тому, что террористка Наида Асиялова, взорвавшая себя 21 октября 2013 года в рейсовом автобусе в Волгограде, демонстративно переоделась перед этим в туалете торгового центра в мусульманскую одежду.
10 сентября на сайте Медицинского университета им. Пирогова был опубликован приказ ректора от той же даты о внешнем виде учащихся, в котором указывалось, что в вузе «недопустимы: одежда, указывающая на принадлежность к той или иной национальности или религии (в том числе национальные головные уборы)». Сотрудникам деканата было предписано проследить за соблюдением студентами и студентками данного приказа. Позже в Интернете появились фотографии приказа уже в печатном виде, очевидно, расклеенного в вузе, причем процитированная выше фраза была подчеркнута ручкой либо выделена маркером.
Данный московский вуз ранее не раз упоминался как место, где велика концентрация северокавказских студенток в хиджабах. «Я учусь в Москве, 2-й медицинский им. Пирогова, – писал, например, 22 марта 2013 года в социальной сети «ВКонтакте» пользователь Александр Калина, – их там тьма-тьмущая, все в порядке вещей, на каждом шагу такая мадам в хиджабе». Об этом же уже после публикации приказа в популярном сообществе махачкалинцев в той же соцсети написал пользователь Султан Кухмазов: «Я учусь в Пирогова и очень часто встречаю девушек в хиджабе».
Осенью прошлого года озабоченность этой проблемой просочилась и в СМИ. «Нам позвонили несколько студентов из Российского национального исследовательского медицинского университета им. Пирогова, которые рассказали, что среди студентов знаменитой Пироговки нередко можно встретить девушек с Северного Кавказа, которые ходят в вуз в хиджабах. С одной стороны, в этом нет ничего криминального, но с другой – студенты честно признались, что смотрят на своих сверстниц в этом головном уборе с подозрением и опаской», – писала 23 октября 2013 года газета «Труд». Автор статьи добавил, что Пироговка в последнее время стала популярна среди абитуриентов с Северного Кавказа. По его словам, «в некоторых группах (к примеру, на лечебном факультете) количество таких студентов перевалило за 50%», что породило «напряженность внутри студенческого сообщества», в том числе в связи с тем, что «девушки в хиджабах принципиально общаются только с земляками на своем языке». Неудивительно, что именно это высшее учебное заведение стало первым в столице, утвердившем запрет на ношение мусульманских головных уборов. Вполне возможно, что инициативу поддержат ректоры и других московских вузов.