Европейские добровольцы, набравшиеся опыта на фронтах ближневосточной войны, готовы развернуть нечто подобное и в своих родных странах. Фото Международного центра по изучению радикализма
Официальный Лондон бьет тревогу. Как заявил 27 августа Daily Mail начальник лондонской позиции Бернард Хоган-Хоу, его ведомством выявлено не менее 250 граждан Соединенного Королевства, отправившихся ранее воевать в Сирию на стороне исламистских группировок и уже вернувшихся домой. Двумя днями позже премьер-министр Джеймс Кэмерон отметил, что «растут масштабы угрозы» со стороны едущих домой с войны на Ближнем Востоке британцев. Он также объявил о том, что уровень террористической опасности поднят им с «существенного» до «тяжелого». «Это означает, что теракты весьма вероятны», – пояснила министр внутренних дел Великобритании Тереза Мэй.
«Стремление создать экстремистский Халифат в глубине Ирака и Сирии представляет угрозу для нашей собственной безопасности здесь, в Великобритании», – вынужден был признать Кэмерон. Пожалуй, впервые Туманный Альбион, веками пригревавший у себя на берегах Темзы беглецов и радикалов всех мастей, столкнулся с их угрозой в свой адрес.
Британия серьезно недооценила уровень участия своих граждан, потомков мигрантов с Ближнего Востока, в сирийской войне. В июне с.г. министр иностранных дел Уильям Хейг говорил, что «по нашим оценкам, в Сирии воюют примерно 400 британских подданных». Впрочем, как уточняет сейчас Министерство иностранных дел, точных данных у него нет. Глава лондонской полиции Хоган-Хоу упомянул 27 августа о «по крайней мере 500–600 отправившихся» в Сирию. 15 августа депутат британского парламента от Консервативной партии Надим Захави сообщил журналистам службы новостей британского телеканала Channel 4, что представители руководства Иракского Курдистана рассказывали ему о 700 британцах, воюющих на стороне «Исламского государства». В вышедшей 26 августа в New York Times статье военный журналист Роджер Коэн высказал мнение, что «более 500 и, возможно, более 800 британских мусульман уехали в Сирию и Ирак, чтобы вступить в ряды джихадистов». Коэн добавил, что «во Франции число таковых составляет около 900», то есть Британия – среди лидеров «экспорта джихада» в Европе. Наконец, член парламента от Консервативной партии Халид Махмуд 20 августа сообщил журналисту Newsweek Пери Барру, что число завербованных «Исламским государством» молодых британцев может составлять около 1,5 тыс., в среднем по 500 в год с начала гражданской войны в Сирии. Для сравнения: в армии Великобритании сейчас, по официальным оценкам, всего около 600 мусульман, хотя всего в стране их несколько миллионов. Служить новоявленному халифу оправилось гораздо больше…
Идеологи и финансисты исламского радикализма многие годы без каких-либо проблем действовали в Британии. Только сейчас рядовые граждане Соединенного Королевства с удивлением узнали, что «главный банкир» ближневосточных джихадистов, направивший десятки миллионов долларов на вооружение боевиков «Исламского государства», шейх Набиль аль-Авади, натурализованный в Британии выходец из Кувейта, в 2007–2013 годах спокойно работал директором частной мусульманской школы «Аль-Бирр» в Бирмингеме. Позже этот город стал ареной шумного скандала о проникновении исламистов в десятки муниципальных школ в качестве преподавателей. В итоге там было введено обучение арабскому языку, сегрегация учащихся по половому признаку (как велит шариат), перед школьниками выступали зарубежные духовные деятели, симпатизирующие «Аль-Каиде».
Или вот палач американского журналиста Джеймса Фоули – Абдель-Маджид Абдель Бари по прозвищу Джихади Джон, 23-летний рэпер, как пишет пресса, «покинувший свой особняк в Восточном Лондоне стоимостью миллион фунтов ради джихада» в Сирии. Газета Daily Mail 24 августа сообщила, что его отец, 54-летний египтянин Адель Абдель Бари, получивший в 1993 году в Британии политическое убежище, был тогда «правой рукой» Усамы бен Ладена и соорганизатором ряда масштабных терактов. Уже в Британии Адель Абдель Бари официально стал главой представительства «Исламского джихада» (эта египетская террористическая группировка под руководством Аймана аз-Завахири вскоре влилась в ряды «Аль-Каиды» в качестве одного из ее основных звеньев). Только в 2012 году (!) он был экстрадирован в США и находится в настоящий момент в заключении, ожидая суда за соучастие в терактах против посольств этой страны в Кении и Танзании в 1998 году. Почти 20 лет он безбедно жил в Великобритании, воспитал здесь привезенного с собой из-за границы сына, получившего гражданство страны, но выросшего, как выяснилось, в ненависти к ней и Западу в целом.
И таких как он – молодых граждан Британии, потомков выходцев из мусульманских стран – немало. Таких, например, как Абу Рахин аль-Азиз, который в начале июля под псевдонимом Абу Дугма аль-Британи, пообещал в Twitter, что резиденция британского премьер-министра на «Даунинг-стрит станет базой для мусульман», а «на Трафальгарской площади будут проводиться публичные казни», как сейчас в столице Халифата Эр-Ракке. Сейчас, когда они начали возвращаться из-за границы домой с полученным на фронтах Сирии и Ирака опытом казней и терактов, и высокопоставленным чиновникам, и рядовым гражданам Соединенного Королевства стало по-настоящему страшно…