Многие иракские езиды бежали в Курдистан. Им повезло. Но несколько десятков тысяч человек оказались в окружении без воды и пропитания. Фото Reuters
Религиозное меньшинство Ирака просит о помощи. Массовые убийства курдов-езидов наступающими на Багдад фундаменталистами «Исламского государства» (ИГ) стали темой круглого стола, прошедшего в Москве 13 августа с.г. К настоящему времени от 20 до 30 тыс. представителей этноконфессиональной группы, история которой насчитывает не одну сотню лет, заперты в горном районе Шангала. Попытки доставить гуманитарную помощь езидам, предпринятые США, не приносят результата. Со своей стороны, исламисты ИГ делают засады в горах, убивая бегущих. По утверждению самих езидов, в Шангале изначально находились 70 тыс. их соплеменников, а те, кто остается в местности до сих пор, – это старики и дети. Спаслись все, кто мог, а кто не бежал, не в силах сделать этого самостоятельно.
На ситуацию, сложившуюся вокруг курдов-езидов, способны повлиять несколько действующих сил. Помимо международного сообщества это власти в Багдаде и автономном регионе Курдистан. В этой связи представляет значение то, что между езидской общиной и иракским правительством нет доверия. Возмущение своих соплеменников багдадским правительством выразил президент «Общества солидарности с курдским народом» Юрий Набиев: «Месопотамия – страна чудес, родина садов Семирамиды. И вот еще одно чудо: 15-тысячные отряды ИГ изгнали миллионную иракскую армию, которая не просто бежала, но и оставила радикалам технику и деньги». Курды-езиды давали понять, что без предварительного сговора с суннитскими властями наступление ИГ было бы невозможно. «Исламисты – это только инструмент», – заявил политолог Мураз Аджоев. На вопрос, чей именно, представитель езидской общины ответил, что действия ИГ выгодны широкой коалиции суннитских держав на Ближнем Востоке.
Круглый стол в МИА «Россия сегодня» дал возможность составить представление о том, что в России существует значимая езидская община, в руках которой сконцентрированы существенные ресурсы. «Мы все – российские езиды, потомки тех, кто подвергся геноциду более 100 лет назад и бежал в Российскую империю, сейчас ситуация повторяется снова», – сказал курд-журналист, находившийся в зале. «Мы понимаем, что Россия находится в трудном международном положении, и все же как великая держава она обязана вмешаться, иначе исламские радикалы со временем будут у ее южных границ», – уверен Аджоев.
Вопрос, как именно сопротивляться исламистам, был ключевым в ходе состоявшегося обсуждения. Инициативу в ходе дискуссии взял на себя дипломатический представитель регионального правительства Курдистана в РФ Асо Джанги Талабани. По его словам, ополчение курдов пешмерга насчитывает до 200 тыс. человек, но его оснащение оставляет желать лучшего. «Проходили сообщения, будто США поставили нам оружие, но это не соответствует действительности. Пешмерга сражается автоматами производства 1970–1980 годов. Я сомневаюсь, что Вашингтон поможет, американцы в прошлом предавали нас», – заявил Талабани. «При должном вооружении пешмерга им по силам разгромить ИГ», – уверен Аджоев. «Россия предупреждала, что исламисты могут вторгнуться из Сирии в Ирак, но к ней не прислушались», – сказал Талабани.
Итог обсуждению езидской проблемы, вылившемуся в разговор на повышенных тонах российских курдов и дипломатических представителей Ирака, подвел Юрий Набиев, предложивший создать «международную опеку» над езидской общиной, благодаря чему можно было бы гарантировать безопасность этого этноконфессионального меньшинства. «Курды-езиды – это самая уязвимая часть курдского народа, когда нужно ударить по всем курдам, бьют по нам. Все дело в нашей религии, необычной для Ближнего Востока. Мы монотеисты, но не мусульмане и не христиане», – объясняет трудности положения, в которое попали ее соплеменники, журналистка Азниф Авдали.