Градус антикавказских настроений в городе достаточно высок. Фото со страницы группы «Русские герои чеченской войны, вы не забыты!» в социальной сети ВКонтакте
Рамзан Кадыров поможет построить в Воронеже мечеть. Об этом лидер Чечни сообщил 5 августа, находясь с визитом в столице Черноземья. «Сразу же из аэропорта вместе с вице-губернатором Максимом Увайдовым поехал на встречу с представителями чеченской диаспоры. Собрались известные и уважаемые в городе и области люди – ученые, бизнесмены, сотрудники различных ведомств, общественные деятели, – написал Кадыров в Instagram. – Участники встречи просили оказать содействие в решении вопроса строительства мечети. Над этими задачами мы будем совместно работать с властями области». Тем самым Рамзан Кадыров решил опекать мусульман в регионе, уже давно снискавшем репутацию «столицы русского национализма».
Исламская умма Воронежской области, сообщил «НГР» местный политолог Владимир Киреев, разрозненна: «Татарские, арабские, кавказские и среднеазиатские общины держатся обособленно и до недавнего времени даже практически не общались между собой». По данным выборочной переписи населения 2010 года, общее число представителей народов, которые исповедуют ислам, составило в 2,5-миллионном населении региона около 24 тыс. чел. Традиционно представлявшие эту религию в российских городах татары (3,3 тыс.) тут не на первом месте. Доминируют азербайджанцы (5 тыс.) и турки (4,2 тыс.), причем без учета турок-месхетинцев. Чеченцы (1,3 тыс.), несмотря на свою активность – по словам Киреева, они наряду с татарами претендуют на лидерство в среде мусульман, численно уступают и дагестанцам (2,6 тыс.), и узбекам (1,8 тыс.), и таджикам (1,5 тыс.).
Впрочем, в эти цифры в Воронеже мало кто верит. «По данным Воронежской мусульманской общины, – сообщается в докладе «О положении с правами человека в Воронежской области в 2005 году», изданном Межрегиональной правозащитной группой, – на территории Воронежа и области в настоящее время проживают от 50 до 60 тыс. этнических мусульман. Самая крупная мусульманская этническая община – азербайджанцы (27–30 тыс.)». Киреев, до весны с.г. работавший советником в Управлении региональной политики администрации Воронежской области, сообщил «НГР», что данные по численности татар и представителей северокавказских общин близки к реальности, а вот выходцев из Азербайджана в регионе около 40 тыс. и еще около 40 тыс. – сезонных рабочих из Средней Азии. Таким образом, реальное число живущих в области мусульман может доходить до 100 тыс. человек.
Заметный «кавказский акцент» воронежского ислама наложил отпечаток и на судьбу попыток строительства в городе мусульманского культового здания. Первая была предпринята в 1998 году местной общиной Духовного управления мусульман европейской части России (ДУМЕР), преимущественно татарской организации, воронежское отделение которой в 1994–2004 годах возглавлял имам Эльдар Садыгов, один из лидеров азербайджанской диаспоры области. Проект, как сообщали местные СМИ, был отклонен воронежскими властями с формулировкой: «Не представляется возможным, пока идет война в Чечне».
Помимо происхождения Садыгова, на решение могли повлиять и иные соображения. В марте 2005 года «Коммерсант-Черноземье» сообщил со ссылкой на свои источники в правоохранительных органах, что ранее «лидеры местной мусульманской общины… пытались заручиться финансовой поддержкой ряда организаций Саудовской Аравии, где на государственном уровне поддерживается ваххабизм, а взамен они якобы обещали… что будущим воронежским имамом станет араб, исповедующий ваххабизм». Публикация в «Коммерсанте-Черноземье» появилась во время нового скандала, связанного с очередной попыткой строительства мечети. 9 февраля 2005 года на заседании Городской Думы депутат Вячеслав Агапов выступил с заявлением о том, что «мэр Скрынников выделил землю под мечеть ваххабитского толка и медресе», представив якобы подтверждающие это документы. Особое возмущение у депутата вызвало то, что бумаги были датированы 7 сентября 2004 года – то есть вскоре после теракта в Беслане. В свою очередь, в мэрии заявили, что вопрос выделения участка под строительство «мусульманского культурного центра прорабатывался», но постановлений по этому поводу не принималось, а сами представленные документы – фальшивка. Было инициировано судебное разбирательство по поводу возможной фальсификации документов, в итоге так ничем не закончившееся.
Строительство мечети было на несколько лет снова снято с повестки дня. Тем более что против него высказалась местная епархия РПЦ. Тогдашний секретарь епархиального управления игумен Андрей (Тарасов) заявил СМИ, что «появление в области мечети может привлечь сюда представителей экстремистских течений ислама». Кроме того, по его словам, «население региона преимущественно православное, а мечети чужды русскому духу и русским традициям». Аналогичного мнения, судя по всему, придерживались и широкие слои местного общества. Как следует из данных соцопроса, представленного в апреле 2005 года исследовательским центром «Квалитас», 57,2% горожан солидаризировались с мнением, что «строительство в Воронеже мечети приведет к активизации крайних экстремистских течений ислама», и 54,6% высказались против строительства мечети, особенно на деньги Саудовской Аравии.
Сменивший в 2005 году Садыгова в качестве главы общины ДУМЕР татарин Марат Газиев уже в 2009 году предпринял новую попытку строительства мечети в столице Черноземья, решив пойти иным путем – построить культовое здание под видом частного жилого дома. Заявка на строительство была подана им осенью 2009 года в администрацию поселка Отрадное Новоусманского района Воронежской области. Однако проект «жилого дома» с двумя большими залами и куполом вызвал подозрение и у администрации, и у жителей поселка, собравших 1 тыс. подписей против строительства.
В 2010 году Газиев подал заявку на возведение в Воронеже Исламского культурного центра, включавшего Соборную мечеть на несколько тысяч человек и исламское образовательное заведение. Отказ, пришедший ему в июле того же года из Управления внутренней политики областной администрации, был аргументирован тем, что проект «по своим масштабам не соответствует не только местному статусу данной религиозной организации, но и уровню развития ислама в Воронежской области» в целом. Представители власти указали также, что созданная Газиевым в 2008 году местная религиозная община мусульман (МРОМ) Воронежа «не может представлять всех или большую часть мусульман города и области, так как ряд крупных национальных общин, принадлежащих исламской культурной традиции, не признают МРОМ как объединяющую всех мусульман организацию».
В итоге, заявил «НГР» Киреев, «в Воронеже на протяжении уже нескольких лет вообще нет официальной религиозной организации, представляющей интересы мусульман – после ухода Газиева ДУМЕР за несколько лет не прислал ни одного служителя». Об этом же 12 февраля с.г. сообщало местное информагентство «Галерея Чижова»: «Мусульманской организации как юридического лица на сегодняшний день в Воронеже не существует. Ее действие было прекращено после несоблюдения определенных требований по законодательству (проведение ежегодных собраний, оформление протоколов, отчет об осуществляемой деятельности в Министерство юстиции и другие)».
По словам источника «НГР» в городской администрации Воронежа, после ликвидации МРОМ возникла религиозная группа мусульман (группу не требует ся регистрировать). Она оборудовала на первом этаже жилого дома на Московском проспекте города молитвенную комнату для пятничных богослужений. Но ввиду регулярно поступавших жалоб в феврале с.г. она переехала в более вместительное нежилое помещение в другой район города. Такого же рода молитвенные комнаты, по словам источника «НГР», есть и у национальных общин. По крупным праздникам арендуются залы в спортивном комплексе, где на богослужение собираются по 3–4 тыс. человек.
«Для Кадырова это вопрос престижа как покровителя ислама (в России. – «НГР»)», – оценивает мотивацию чеченского лидера Киреев. Заявив о желании решить проблемы своих единоверцев в одном из наиболее сложных для них регионов, глава Чечни, по мнению Киреева, пытается окончательно перерасти статус регионального политика. К тому же, сообщил «НГР» политолог, ввиду отсутствия сертифицированных мусульманских религиозных деятелей в Воронеже без гарантии того, что Кадыров «обеспечит культовое сооружение кадрами религиозных служителей» из своей республики, где официально осуществляется подготовка имамов, вопрос о строительстве мечети вряд ли будет решен положительно. Ввиду образовавшегося «вакуума юрисдикций» в регионе, по его мнению, такой вариант вполне реалистичен.