В крестном ходе УПЦ КП принял участие радикальный депутат Верховной Рады Олег Ляшко (в центре). Фото РИА Новости
Огромное количество билбордов с поздравлениями к Дню Крещения Руси, реклама концертных туров рок-исполнителей и других разнообразных творческих мероприятий, приезд из-за границы на берега Днепра духовных и политических лидеров, обсуждение значимости и символичности (тут мнения всегда расходились) отмечаемого события более чем тысячелетней давности – все это в Украине происходило начиная с 2008 года, как только праздник приобрел государственный статус. Но этот год – абсолютное исключение из правила.
Празднование 1026-летия Крещения восточных славян украинское государство проигнорировало. Конечно, на президентском сайте было опубликовано поздравление президента Петра Порошенко, где говорилось о том, что «со времен Владимирова крещения Украина является неотъемлемой частью христианской европейской цивилизации», что таким образом уже тогда был избран «политический вектор», а также призывы молиться за тех, «кто защищает государство, кто утверждает золотой Владимиров тризуб на украинской Донбассе». Но это, пожалуй, все. Нынешней украинской власти в условиях проведения военных действий на востоке страны – не до празднеств.
Таким образом, православные верующие (греко-католики и раньше не принимали участия в празднованиях в конце июля), не имея государственной опеки, отмечали День Крещения тихо, «по-домашнему». Вся программа празднования двух наиболее крупных православных конфессий – Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) и Киевского Патриархата (УПЦ КП) – состоялась в два дня (27 и 28 июля) и свелась к совершению литургии в кафедральных соборах обеих Церквей, молебнов на Владимирской горке в Киеве, а для УПЦ КП – еще и крестным ходом к памятнику князя Владимира, собравшим, по сведениям этой религиозной организации, до 20 тыс. человек из разных регионов страны. Молебны на Владимирской горке были разведены во времени. Разделенные православные конфессии еще в конце февраля анонсировали начало подготовки к диалогу для преодоления раскола, но очень быстро этот процесс был заморожен. Так что, как и в прошлые годы, ни о каких общих празднованиях речи быть не могло.
27 июля возле памятника равноапостольному князю Владимиру молебен совершили священнослужители УПЦ МП. Автор статьи побывал на этом мероприятии и может констатировать: разница с прошлогодними празднествами огромная. Как уже говорилось, не было духовных и политических VIP-персон и, как следствие этого, нескольких кордонов правоохранителей. Конечно, представители правопорядка присутствовали, но лишь на подступах к горке, мирно пережидая в тени деревьев летнюю жару. Парадокс, но возможность беспрепятственно присутствовать на богослужении возле памятника князю Владимиру никак не повлияла на количество верующих, посетивших мероприятие. Визуально складывалось впечатление, что простых людей ненамного больше, чем клириков. Молебен по времени занял чуть менее получаса, а речь местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры митрополита Онуфрия (Березовского) состояла из нескольких предложений.
Как заметил в разговоре с автором статьи управляющий делами УПЦ МП митрополит Антоний (Паканич), такая скромность в проведении празднеств объясняется несколькими причинами: «Для Церкви день памяти святого князя Владимира с 1992 года отмечался прежде всего как день ангела ее Предстоятеля – Блаженнейшего митрополита Владимира (Сабодана. – «НГР»). В этот день большинство архиереев УПЦ, а также многочисленные священники и миряне приезжали в Киев, чтобы вместе с Блаженнейшим разделить его личное торжество. И лишь с 2008 года, когда этот день стал еще и государственным праздником – Днем Крещения Руси, – торжества стали приобретать широкий общественный размах. В нынешнем году мы вновь вернулись к сугубо внутрицерковному формату праздника». «28 июля в Киево-Печерской лавре Божественную литургию совершало около 50 архиереев, то есть более половины всего епископата УПЦ, – продолжил митрополит. – После литургии все епископы, священники и миряне крестным ходом пришли к могиле Блаженнейшего митрополита Владимира, где была совершена панихида».
Отказ от визита в Киев Патриарха Кирилла в УПЦ МП особо не комментируют, лишь называя это решение «мудрым». А что касается отсутствия первых лиц государства на церковных торжествах, то тут не видят никаких свидетельств «каких-то принципиальных перемен в отношении государства к этому празднику». «Сейчас в Донецкой и Луганской областях идут кровопролитные бои, гибнут люди, в том числе и мирные жители. В этой ситуации, наверное, было бы не вполне этично устраивать масштабные государственные торжества в Киеве», – заметил митрополит Антоний.
Для Киевского Патриархата празднование в этом году, наоборот, оказалось более масштабным, чем в прошлые годы. Конечно, и здесь государственные мужи не присутствовали, но верующих на Владимирской горке, несмотря на будний день, было намного больше. По общей атмосфере было очевидно: для собравшихся происходящее не только и не столько церковный праздник. Там и тут развевались государственные флаги; позади памятника князю Владимиру, под сенью деревьев, человек 10 держали большое сине-желтое полотнище. После богослужения исполнили гимн Украины, другие патриотические песни. Ну а частые лозунги «Слава Украине – героям слава», «Слава нации – смерть врагам», «Украина – превыше всего» и вовсе производили впечатление политического митинга.
Выступление Патриарха Киевского Филарета (Денисенко) было посвящено в большей степени текущим событиям, чем непосредственно празднику. Упомянул глава УПЦ КП и евроинтеграцию Украины, и «особую духовность» украинцев, по сравнению с европейцами, и о том, что «на майдане мы победили», и об «агрессии того, кто был гарантом территориальной целостности» Украины, и об обязательной победе на востоке страны, ну и в очередной раз об объединении украинского православия в единую Поместную Церковь, что вызвало среди слушателей аплодисменты, прервавшие речь Филарета.
Автор поинтересовался у председателя Информационного управления УПЦ КП архиепископа Евстратия (Зори) о том, как в Киевской Патриархии оценивают отсутствие Патриарха Кирилла на празднованиях в Киеве. Спикер Киевского Патриархата ответил, что глава РПЦ «постоянно говорил, что украинский народ – это мой народ, а Украина так же важна, как и Россия». «Но то, что сейчас происходит, показало, что он на самом деле – чужеземный Патриарх, Патриарх страны, которая воюет с Украиной. А посему его визит был априори невозможен», – продолжил он. По-своему оценил представитель УПЦ КП и количество пришедших на Владимирскую горку на мероприятие его конфессии: «Это показатель поддержки в обществе. На молебнах Московского Патриархата обычных людей всегда было значительно меньше, чем на аналогичных мероприятиях Киевского Патриархата. Наиболее ярко это было выражено в прошлом году, когда молебен УПЦ МП был исключительно официозным мероприятием, и даже представитель Церкви обращался к прихожанам не приходить на Владимирскую горку, поскольку их туда просто не пустят, ведь там был президент Путин». Кроме того, по мнению архиепископа, отсутствие Патриарха Кирилла некоторых лишило мотивации приходить на мероприятие УПЦ МП в этом году.
В целом можно сделать вывод, что День Крещения Руси-Украины (такое название имеет этот праздник в государственных календарях), родившийся в высших кабинетах государственной власти, уже лишился лоска помпезности и официоза, но еще не стал общенародным. В то же время каждый продолжает искать в нем скрытый смысл.
Киев